Информационные технологии в преподавании дисциплин декоративно-прикладной направленности. Использование икт на уроках Педагогические технологии на основе информационно коммуникационных средств

Понятие информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в педагогике.

Во ФГОС закреплены рекомендации по использованию информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в преподавании в условиях школы. Переход на ФГОС нового поколения требует обновления профессионально-педагогической подготовки учителей и повышения их уровня работы с инновационными технологиями.

Активизация мер по внедрению информационно-коммуникативных технологий появились вместе с принятием "Стратегии развития информационного общества" . Данный документ расширяет горизонты доступности информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. После этого была принята Концепция социально-экономического развития страны до 2020 года, согласно которой все государственные и муниципальные учреждения должны иметь свои сайты, в том числе и образовательные учреждения.

Однако далеко не все школы и ДОУ подошли ответственно к внедрению сайтов. Очень много учреждений предпочли создать неудобный и бесполезный ресурс, так сказать, для галочки.

Отдельно следует выделить трактовку термина "информационно-коммуникативные технологии". В настоящее время общепризнанным определением считается следующее:

Информационно-коммуникационные технологии представляют собой овладение технологией работы в интегрированной среде мультимедиа, реализующей дальнейшее развитие идеи ассоциативно связанной информации, получаемой, обрабатываемой и предъявляемой в различных формах с учётом психолого – педагогических основ использования средств – ИКТ в учебном процессе.

Бесспорно информационные технологии давно используются в российском и зарубежном образовании. Однако, следует отметить, что в настоящее время складывается многоуровневая система представления информации на различных носителях, в которой тесно взаимодействуют традиционные и новые информационные технологии, которые служат хорошим подспорьем учителю в его нелегком труде.

Информационно-коммуникативные технологии- это необходимый элемент современного образования. Её необходимость обусловлена следующими факторами:

  1. ИКТ нужны для формирования информационного общества;
  2. Использование ИКТ влияет качественные изменения в структуре образовательных систем и в содержании образования.

Структура ИКТ

Для ряда отечественных педагогов структура информационно-коммуникативных технологий в образовании остается неясной. В настоящее время многие современные образовательные программы базируются на ИКТ-компетентности преподавателей.

ИКТ-компетентность – использование различных информационных инструментов и эффективное применение их в педагогической деятельности.

Учителя должны уметь в своей работе пользоваться основными структурными элементами информационно-коммуникативных технологий. Структура ИКТ отражена на рисунке 2.

Изучив структуру ИКТ, можно выделить следующее:

  1. Интернет является одним из ключевых элементов;
  2. Использование интерактивных источников информации очень важно в рамках ИКТ;
  3. Организация занятий с использованием таких элементов ИКТ, как телеконференции расширит не только кругозор и улучшит УУД учащихся, но и позволит повысить ИКТ-компетентность учителя.

Рисунок 1. Структура информационно-коммуникативных технологий

В настоящее время на практическом опыте доказано, что информационно-коммуникативных технологии или ИКТ имеют ряд важных дидактических возможностей, к числу которых можно отнести:

  1. возможность оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любой формы представления;
  2. хранение информации в памяти ПК или ноутбука в течение необходимой продолжительности времени, возможность ее редактирования, обработки, вывода на печать и т.д.;
  3. возможность доступа к различным источникам информации через систему Интернет, работы с этой информацией;
  4. возможность организации электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудио-конференций и видеоконференций;
  5. возможность перенести добытые материалы на свой носитель, вывести на печать и работать с ними так и тогда, как это необходимо пользователю .

Функции ИКТ

Информационно-коммуникативных технологии обладают рядом функции, которые и определяют роль ИКТ в развитии современного образования. Самыми важными функциями ИКТ являются дидактические. Дидактические функции ИКТ представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Дидактические функции ИКТ

Как мы видим ИКТ обладает очень полезными дидактическими функциями, каждая из которых позволяет улучшить образовательный процесс. При этом нельзя забывать и о том, что одной из функций ИКТ является стимул к саморазвитию педагога и возможность совершенствовать уровень УУД учащихся.

Отдельно следует выделить тот факт, что ИКТ важны для реализации таких общеучебных универсальных действиях, как:

  1. поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
  2. фиксация информации об окружающем мире и образовательном процессе, в том числе – с помощью аудио- и видео- записи, цифрового измерения, оцифровки с целью дальнейшего использования записанного;
  3. структурирование знаний, их организация и представление в виде концептуальных диаграмм, карт, линий времени и генеалогических деревьев;
  4. создание гипермедиа сообщений;
  5. подготовка выступления с аудио-визуальной поддержкой;
  6. построение моделей объектов и процессов из конструктивных элементов реальных и виртуальных конструкторов.

Средства информационно-коммуникативных технологий(ИКТ)

Информационно-коммуникативные технологии не могут реализовывать свои функции без средств. Ключевые средства информационно-коммуникативных технологий представлены в таблице 1.

Таблица 1. Средства ИКТ

Средство ИКТ

Описание средства ИКТ

Компьютер, ноутбук

Универсальное устройство обработки информации. ПК или ноутбук позволяют свободно обрабатывать любую информацию. Кроме того, при помощи Интернета компьютер помогает находить и перерабатывать необходимую пользователю информацию.

Позволяет фиксировать на бумаге информацию найденную и созданную обучающимися или педагогом для обучающихся. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер.

Устройство для переноса картинок, фотографий на компьютер с целью дальнейшей обработки.

Проектор

Необходим для педагогической деятельности, так как повышает: уровень наглядности в работе преподавателя, дает возможность обучающимся представлять результаты своей работы всему классу, аудитории.

Интерактивная доска

Интерактивная доска представляет собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио– и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию.

Устройства для записи визуальной и звуковой информации (фотоаппарат, видеокамера, телефон, планшет)

Данные устройства относятся к ИКТ на основании того, что дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.

Носитель информации (флешка, SSD)

Используется для хранения и быстрого переноса информации от одного компьютера к другому.

Рассмотрев ключевые средства ИКТ, важно отметить, что сам факт применения информационно-коммуникативных технологий позволяет оптимизировать процесс обучения. Это обусловлено тем, что техническая поддержка уроков создает более комфортные психологические условия, снимает психологические барьеры, усиливает роль учащихся в выборе средств, форм и темпов изучения различных тем школьной программы, повышает качество образования вследствие обеспечения индивидуального подхода в обучении .

Средства ИКТ очень важны для полноценной организации современного урока. Важно подчеркнуть, мультимедийные средства обучения помогают чётко выстраивать структуру урока, эстетически его оформлять.

План конспект урока с использованием ИКТ

План-конспект современного урока немыслим без использования информационно-коммуникативных технологий или, другими словами ИКТ. В настоящее время педагоги используют не только план-конспекты, но все чаще технологические карты урока.

В план-конспекте урока указывается перечень только тех информационно-коммуникативных технологий, которые применял педагог. Ниже приведен пример план-конспекта урока математики в первом классе, при проведении которого использовались информационно-коммуникативные технологии.

Тема: Ломаная линия и её звено (1 класс)

Тип урока : урок общеметодологической направленности.

Цель урока : Дать представление о понятиях: ломаная линия, звено ломаной, вершины, замкнутая ломаная, незамкнутая ломаная.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с ломаной линией, её частями и видами.
  2. научить выделять ломаную линию среди других фигур.
  3. сформировать навыки правильного построения линий.
  4. развивать речь, внимание, память, мышление учащихся;
  5. развивать временные и пространственные представления.
  6. способствовать воспитанию здорового образа жизни, пунктуальности любви к предмету.

Планируемые результаты:

  1. знать и понимать что такое ломаная линия;
  2. успешно определять звено ломаной, вершины;
  3. знать что такое замкнутая и незамкнутая ломаная.
  4. сравнивать свои выводы с текстом учебника;
  5. проверять правильность выполнения задания;
  6. работать в паре.

Оборудование: Компьютер с мультимедийным проектором, презентация, учебник: М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова "Математика" 1 класс Часть 1, наборные полотна, счётные палочки, линейка, карандаш.

Структура урока:

  1. Организационный.
  2. Актуализация знаний.
  3. Работа по теме урока.
  4. Физкультминутка.
  5. Самостоятельная работа.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Рефлексия.
  8. Домашнее задание.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

До урока класс разделён на 3 группы. Так как в классе 29 человек, то сформированы 2 по 9 и одна группа численностью 10 человек.

Учитель: Здравствуйте ребята. Рада Вас видеть на уроке математике по теме

"Ломаная линия. Звено ломаной". Почему вы не заняли свои места?

Каждая группа заранее выбрала себе капитана. Команды получили названия: красные, жёлтые и белые.

Со звонком группы выстраиваются у двери за капитаном, по цепочке.

От порога класса по направлению к рабочему столу каждой группы по полу проложены 3 атласные ленты: красная, жёлтая, белая. Ленты не сгибаются, лежат прямо, но их длин не хватает, чтобы дойти до своего стола.

Группам предлагается пройти и занять своё рабочее место наступая только на ленты "своего" цвета. Идут гуськом. Потом резко останавливаются.

Учащиеся здороваются, но продолжают стоять.

Актуализация знаний

Почему вы не заняли свои места?

Учитель: Почему не хватило ленты?

Учитель: А можно я также ровно протяну каждую ленту вперёд и вы пойдёте по ней дальше до своего стола?

Учитель: Что же делать? Как же нам начать урок?

Учитель: Давайте так и сделаем.

Учитель дает капитанам каждой команды по новой ленте.

Учитель: Ну, вот мы и расселись. Давайте посмотрим на слайд 2. Я ваши ленты заменила линиями такого же цвета.

Учитель: Посмотрите, вот так вы шли сначала. Что можете сказать про эти линии?

Учитель: Как их можно продолжить? Откройте тетради. Начертите свою линию так, как вы её видите на экране, произвольной длины.

Продолжите её. Учитель бегло осматривает работы.

Учитель: Посмотрите на слайд 3.

Учитель: Как называется

Учитель: Но если мы так пойдём, то до места не дойдём, мешают парты. Я увидела в тетрадях нескольких учащихся вот такие примерно линии: Слайд 4.

Учитель: Скажите, можно ли выбрать такой путь движением?

Учитель: -Будет ли это прямолинейное движение?

Учитель: А можно ли тогда такую линию назвать прямой?

Учитель: Давайте подумаем, чем мы будем заниматься на уроке?

Учитель: Вы почти угадали. Только эта линия называется по другому.

У вас на столе лежат длинные сухие макароны. (На каждого члена группы). Возьмите их в руки и изогните так, как показано на слайде.

Испуг, возглас, огорчение.

Что случилось?

Они сломались.

Вот и мы также сломаем свою прямую линию и назовём её "ломаной".

Итак, тема нашего урока: "Ломаная линия и её особенности".

Учащиеся: Закончилась лента, её не хватило.

Учащиеся: Она короткая.

Учащиеся: Нет. Придётся лезть по партам или под ними, перепрыгивать через парты.

Учащиеся советуются по группам. Посовещавшись, капитаны каждой группы дают ответы.

Правильный ответ звучит так: Ленту можно продолжить, но её нужно согнуть, измять.

Учащиеся изгибают их и прокладывают свои маршруты для групп.

Учащиеся: Они прямые. Концы не ограничены, их можно продолжить.

Учащиеся: Выполняют. Учитель бегло осматривает работы.

Учащиеся: Прямолинейным.

Учащиеся: Да.

Учащиеся: Нет.

Учащиеся: Нет.

Учащиеся совещаются. После этого капитан каждой команды встает и озвучивает предполагаемое название темы урока.

Правильный ответ: Мы будем заниматься изучением непрямой, кривой линии.

Учащиеся в большинстве своем ломают макароны.

Работа по теме урока.

Учитель: Давайте поучимся отличать прямую линию от ломаной. Смотрим на слайд 5.

Учитель: Подумайте в группах и выпишите в тетрадях:

1 группа: номера прямых линий;

2 группа: номера ломаных линий;

3 группа: номера не линий.

Учитель: На слайде остаются линии №2,№5,№4. Как вы думаете, что общего у оставленных линий?

Учитель: Можно ли сказать, что ломаные №2, №5 не ограничены в пространстве?

Учитель: На всём ли своём протяжении ломаные неограниченны точками?

Учитель: Посмотрите на слайд 6.

Учитель: К какому выводу пришли?

Учащиеся выполняют задание.

Скорее всего у всех учащихся данный вопрос вызовет затруднение.

Учащиеся: Да, т.к. на их концах нет точек.

Учащиеся советуются в группах.

Нет. В середине ограничены.

Учащиеся: Ломаные линии состоят из отрезков.

Физкультминутка

А теперь небольшая разминка:

А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. (Дети показывают ответы в движении (наклоны, повороты, ки, хлопки).)

Видишь, бабочка летает

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)

Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Самостоятельная работа

Учитель: Как идёт девочка?

Учитель: Прочитайте текст под рисунком.

Учитель: Что вы узнали?

Учитель: Посмотрите на экран на слайд 8. Подумайте, чем первая группа ломаных линий отличается от второй группы?

Учитель: Ломаные первой группы называются незамкнутыми, ломаные второй группы – замкнутые. Откройте наборные полотна. Посмотрите на группу незамкнутых ломаных. Положите такие числа. Сколько звеньев у каждой ломаной линии.

Учитель: Назовите самое меньшее количество звеньев?

Учитель: Самое большое количество звеньев?

Учитель: Как вы расставили числа?

Учитель: Расставьте числа в порядке уменьшения.

Учитель: Как называется такой порядок?

Учитель: Посмотрите на группу замкнутых ломаных.На слайде – группа №2. Какие фигуры вы узнали?

Учащиеся: Девочка идёт по ломаной линии.

Учащиеся: Отрезки ломаной не лежат на одной прямой и называются звеньями. Концы каждого звена – вершины ломаной.

Учащиеся: Одни линии могут продолжаться, ими можно дорисовать звенья, а другие – нет.

Учащиеся: На наборных полотнах:

Учащиеся: Три.

Учащиеся: Шесть.

Учащиеся: По увеличению, в порядке возрастания.

Учащиеся: С самого большого числа – 6, до самого маленького – 3

Учащиеся: Убывание.

Учащиеся: Треугольники (3 угла, 3 стороны), четырёхугольники (4 угла, 4 стороны), пятиугольники (5 углов, 5 сторон.

Закрепление изученного материала

Учитель: Вспомните, как правильно нужно чертить?

(с. 38 учебника, внизу)

Учитель: Прочитайте задание внизу страницы. Выполните его в тетради.

Учитель: Капитаны, проверьте задание в группах. Кто ошибся? Почему?

Учащиеся: Карандаш ведём, наклоняя в разные стороны, не отрывая руки, до вершины. Линейку держим, твёрдо прижимая к листу бумаги, левой рукой. (Выполнение задания)

Учащиеся проводят анализ ошибок в каждой команде.

Рефлексия

Учитель задает обобщающие урок вопросы: Что нового мы сегодня узнали на уроке?

Что вам помогло так много узнать о ломаных линиях?

Где пригодятся ваши знания?

Как вы работали на уроке?

Учащиеся отвечают и дают оценку качеству своей работы.

Домашнее задание

Учитель: Спасибо за урок. А теперь запишите домашнее задание. Оно не простое. Вам нужно начертить замкнутую и незамкнутую ломаные линии по своему усмотрению и определить количество звеньев.

Учащиеся записывают задание в тетради.

Литература

  1. Беспёрстова Ирина Витальевна Организация учебного процесса с использованием информационных компьютерных технологий // URL: http://festival.1september.ru/articles/592048/
  2. Информационно-образовательная среда как условие реализации Федерального государственного образовательного стандарта В 3 ч. Часть 1 / Под редакцией Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск: УИПКПРО, 2011.
  3. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212 // URL:

2. ОРИЕНТИРЫ

Гайсинский И.Е., к.э.н., доц., Перова М.В., ст. преп. (СКАГС)

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Становление и развитие современного глобального информационного общества, вхождение России в мировое образовательное пространство, а также обострение конкуренции на рынке подготовки и переподготовки специалистов очерчивают приоритеты и качественные ориентиры развития системы образования. Перспектива перехода на двухуровневое вузовское обучение также потребует реконструкции функционирующей педагогической системы.

Уже сейчас дает о себе знать противоречие между возможностями использования информационно-технологических ресурсов и традициями классической педагогики высшей школы. Ослабить его проявление в период реформирования высшего образования и перехода на новые образовательные стандарты можно, по нашему мнению, сделав акцент на создание и совершенствование адекватной потребностям общества и функционирующей на базе современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) автоматизированной информационной образовательной среды.

Под влиянием информационно-коммуникационных технологий формируется качественно новая информационная образовательная среда (ИОС), как совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационными ресурсами, информационное взаимодействие с другими пользователями на основе интерактивных средств ИКТ.

Реализация дидактических возможностей ИКТ создает предпосылки для изменения структуры представления учебного

материала и учебно-методического обеспечения образовательного процесса. В частности: отход от нелинейных форм представления, наглядность, гиперссылки, интерактивность, возможность совмещения звука, изображения (мультимедийность). При использовании средств обучения, функционирующих на базе ИКТ, изменяется структура учебного информационного взаимодействия между обучающим и обучаемыми.

Речь идет о постепенном, не нарушающим логики преодоления инерции многолетнего опыта работы гуманитарного вуза, внедрении инструментария новых образовательных технологий. Вместе с тем, основные элементы современной педагогической системы, включая педагогические задачи и технологии для их решения, должны рассматриваться в контексте новой образовательной электронной среды.

Эффективная организация педагогического процесса в условиях современной ИОС будет достигнута, если реализуются следующие условия:

Уровень информационной компетентности всех участников учебного процесса соответствует современным требованиям: готовность к обучению в современной электронной среде; наличие специальных навыков и приемов разработки электронных курсов; владение приемами интерактивного взаимодействия и др.;

Подготовлена система информационного обеспечения (электронные информационные ресурсы, учебно-методические комплексы нового поколения, математические модели для проведения практических работ, выполненные в трехмерной графике, и т.д.);

Разработаны методы и формы обучения, адекватно отражающие дидактические возможности современных информационных образовательных технологий (электронные лекции, виртуальные семинары, видеоконференции);

Организована система управления, обеспечивающая реализацию интерактивного взаимодействия субъектов образовательной деятельности;

Сформирована система контроля результатов учебной деятельности.

На основе обобщения опыта подготовки и переподготовки специалистов и анализа направлений трансформации педагогической системы высшего гуманитарного образования авторами разработана и предлагается (в порядке обсуждения) концептуальная

модель, отражающая перспективные направления разработки и использования средств ИКТ в современном образовательном процессе.

Центральное место в предложенной модели занимает студент (слушатель), являющийся субъектом образовательного процесса. Это соответствует концепции личностноориентированного обучения. В качестве других основных элементов модели целесообразно выделить: систему информационного обеспечения обучения (учебные материалы); методы и формы обучения; систему управления; контроль результатов обучения; преподавателя. Указанные элементы должны функционировать в электронной среде, и их взаимодействие осуществляется на основе информационных образовательных технологий. Основные структурные элементы предполагают в своем развитии добавление, по мере становления и совершенствования системы, новых пунктов, что является непременным условием функционирования сложных, динамичных, открытых систем. Эта вариативная особенность обозначена на рис.1 многоточием.

Рассмотрим более подробно содержание основных элементов (модулей) концептуальной модели педагогического процесса.

К учебным материалам относятся следующие виды: электронные информационные ресурсы (ЭИР), электронные учебнометодические комплексы нового поколения (ЭУМК); учебнометодические материалы, выполненные в электронном виде; вспомогательные демонстрационные материалы-видеофильмы; модели для проведения семинаров и практических занятий, выполненные в трехмерной графике.

ЭИР обеспечивают возможность формирования у студентов навыков самообучения при помощи компьютера, предоставление ему дополнительной информации в предметной области, формирование навыков отбора и анализа информации, развития логического и абстрактного мышления, пространственного воображения, повышение качества образования с использованием новейших компьютерных технологий.

При традиционной модели обучения процесс взаимодействия преподавателя и студента описывается по схеме: Преподаватель - Студент - Текст. Для данной модели, построенной на основе современных ИКТ, это взаимодействие более соответствует схеме: Преподаватель - Текст - Студент, т.е. взаимодейст-

вие осуществляется опосредованно через текст (в виде ЭИР). В этом случае текст «берет на себя» некоторые функции преподавателя: разъясняющие, контролирующие, управляющие, развивающие, стимулирующие.

Учебные материалы:

Практические задания;

Лабораторный практикум;

Информационные

образовательные

технологии

Контроль результатов:

входной контроль; текущий контроль; рубежный контроль; итоговый контроль;

ЭЛЕКТРОННА СРЕДА

Формы обучения: Система управления:

Учебный класс; - регистрация и учет обуч.;

Обучение через Интернет; - формирование содержания

Виртуальный класс; образовательных ресурсов;

Видеоконференции; - обеспечение взаимодействия;

Рис.1. Основные компоненты концептуальной модели образовательного процесса на основе ИКТ

Трансформация методов обучения в современной электронной образовательной среде предполагает переход от преимущественно объяснительно-иллюстративного обучения к обучению самостоятельной познавательной деятельности по поиску, обработке, осмыслению и применению информации. Возможности мультимедийных технологий позволяют учебную наглядность из статической превратить в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени. Моделировать процессы, которые развиваются во времени, интерактивно менять параметры этих процессов - очень важное дидактическое преимущество современных мультимедийных обучающих систем. Возможности ИКТ позволяют реализовать идеи включенного обучения, когда студенты получают новую информацию, вырабатывают и закрепляют новые знания и умения в процессе

выполнения предлагаемых действий, нередко игрового и занимательного характера. Одним из методов, активно разрабатываемых на основе использования ИКТ, является метод проектов.

Среди основных форм обучения, используемых в рамках данной модели, нами выделены следующие: виртуальные (электронные) лекции; электронные консультации (индивидуальные, групповые, очные и виртуальные); семинары (онлайн, офлайн, аудиоконференция, видеоконференция, эпистоконференция). Остановимся на особенностях организации и проведения электронного семинара (Э-семинар), элементы которого были реализованы на кафедре информационных технологий СКАГС через интернет-сайт кафедры (http://www.kafit.net.ru), функционирующий в экспериментальном режиме. Внешний вид окна сайта представлен на рис.2.

Северо-Кавказская академия государственной службы

Рис.2. Интернет-сайт кафедры информационных технологий СКАГС

Э-семинары (удаленные, виртуальные) отличаются от традиционных тем, что участники разделены во времени и в пространстве. Вербальная коммуникация между преподавателем и студентами, как это происходит в обычном семинаре, заменена эпистолярным (письменным) общением, реализуемым средствами ИКТ в виде форумов и электронной почты. Каждый участник

семинара видит на экране монитора компьютера все тексты вопросов и ответов других активных участников семинара. Преподаватель может прокомментировать ответ студента в письменной форме. Кроме того, поощряются высказывания студентов, получаемые в качестве реакции на сообщения своих сокурсников (активная дискуссия). Участники виртуального семинара, не имея возможности видеть друг друга, пытаются привлечь внимание средствами литературного языка, появляются тенденции к использованию художественных оборотов.

Электронные семинары, как и электронные лекции, могут проводиться в отложенном времени (off-line) и в реальном (online). Психологическая обстановка электронного семинара тоже необычна. Опыт проведения обучения средствами Интернет-технологий выявил такие закономерности, как увеличение доли общения студентов между собой по сравнению с преподавателем, повышение относительной активности студентов на семинаре при увеличении их количества и др.

Важным моментом при организации Э-семинара является необходимость разработки определенного «сценария» его проведения и подготовка студентов к виртуальному общению.

Система управления. Информационно-образовательная среда интегрирует всех участников сложного, иногда слабо структурируемого, учебного процесса. Поэтому она должна быть комфортной и привычной, нивелировать препятствия для интеллектуальной самореализации и творчества. ИКТ должны обеспечивать эффективное интерактивное взаимодействие преподавателя и студентов, включать оптимальные функции управления процессом обучения, обладать дружественным интерфейсом и поддерживать многие дидактические компоненты. Эти соображения корреспондируют с необходимостью разработки соответствующей системы управления.

В предложенной нами модели система управления включает следующие основные функции: формирование содержания образовательных ресурсов; регистрация и учет студентов; формирование индивидуальных учебных планов и расписаний; обеспечение взаимодействия студентов и преподавателей; анализ данных о работе студентов; администрирование.

Контроль результатов учебной деятельности. Важным, на наш взгляд, является актуализация контроля не столько в фор-

ме «контроль знаний», сколько «контроль всего процесса обучения», что позволяет более эффективно организовать процесс обучения.

Основными направлениями данного вида деятельности должны стать: тестирование и мониторинг психофизиологических качеств студентов, важных для решения поставленных педагогических задач; оценивание способностей к определенному виду деятельности; прогнозирование успешности подготовки; формирование рекомендаций по коррекции психофизиологических качеств студентов и их учету в учебном процессе.

По нашему мнению, было бы целесообразно перед началом обучения проводить такое обследование (на кафедре информационных технологий СКАГС имеется опыт) и на основе полученных данных формировать соответствующий уровень преподавания и траекторию развития группы студентов.

В рамках данной модели можно выделить отдельно информационные блоки «Студент» и «Преподаватель», отражающие основные направления трансформации в деятельности данных субъектов учебного процесса.

Особенность современного педагогического процесса состоит в том, что в отличие от традиционного образования, где центральной фигурой является преподаватель, центр тяжести при использовании новых информационных технологий постепенно переносится на обучаемого, который активно строит свой учебный процесс, выбирая определенную траекторию обучения1.

Анализ влияния информационно-коммуникационных технологий на деятельность преподавателя показал, что можно выделить следующие тенденции: педагог все больше освобождается от некоторых дидактических функций, в том числе контролирующих, оставляя за собой творческие; значительно изменяется его роль и расширяются возможности по управлению познавательной деятельностью обучаемых; изменяются качественные характеристики обучающей деятельности, происходит передача компьютеру все новых дидактических функций (предъявление учебной информации, демонстрация процессов и явлений); по-

1 Рыжов В.А., Корниенко А.В., Демидович Д.В. Разработка личностноориентированных педагогических технологий в образовательной среде // Педагогическая информатика. 2002. № 2. С. 10-11.

вышаются требования к компьютерной подготовке педагога. Изменяется, как отмечал С.И. Архангельский, сам характер преподавательского труда, он становится «консультационно-творческим»1.

Психолого-педагогические проблемы специфической деятельности преподавателей в условиях применения средств информационно-коммуникационных технологий имеют существенные отличия; они практически не изучены. Однако должна оставаться главная функция преподавателя - управление процессами обучения, воспитания и развития.

При этом следует отметить, что роль преподавателя в условиях использования информационно-коммуникационных технологий остается не только ведущей, но и еще более усложняется. Он подбирает учебный материал для диалога, разрабатывает структуры и алгоритмы взаимодействия учащихся, формирует критерии управления действиями обучаемых и т.д. Содержание его труда меняется - работа все в большей степени приобретает характер наставничества, что требует от него не только постоянного обновления знаний и профессионального роста, но и широкой методической компетенции.

При виртуальном обучении преподаватель несет не только существенно большую физическую и психологическую нагрузку, чем преподаватель в традиционной системе. Пока он оказывается в определенном нормативно-правовом вакууме: отсутствуют производственные нормы его работы и оплаты труда, не определен статус и т.д. Поэтому преподавателей для работы в новой виртуальной системе образования необходимо специально готовить.

Однако следует отметить тот факт, что эффективность интерактивного взаимодействия существенно зависит от технологических характеристик среды (наличие высокоскоростных каналов передачи данных, возможность доступа к необходимым ресурсам и т.д.).

Анализ исследований по проблемам интерактивного образо-

вательного взаимодействия2 1 позволил нам выявить преимущест-

1 Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш. шк., 1980.

2 Андреев А.А. Введение в Интернет-образование. М.: ЛОГОС, 2003.

ва и недостатки, свойственные этому процессу. Результаты представлены на диаграмме 1 и 2.

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Преимущества интерактивного взаимодействия

Недостатки интерактивного взаимодействия

1 - Удобная среда обучения

2 - Удобный интерфейс

3 - Доступ к полезной информации

4 - Экономия времени

5 - Индивидуальный график работы

1 - Качество связи

2 - Проверка задания с опозданием

3 - Отсутствие личного контакта с преподавателем

4 - Неудобные форматы электронных материалов

Большинство публикаций по применению ИКТ в учебном процессе и, в частности Интернет, посвящены изучению его технических и пользовательских свойств вообще. Мы же на первый план ставим педагогические, а не технические принципы, которые, естественно, важны, но вторичны относительно тех, кто учит и учится, используя средства ИКТ. Поэтому, в результате анализа функционирования педагогической системы на основе средств ИКТ можно сделать вывод, что электронное обучение, несомненно, способствует развитию учебных сетей и новых форм организации обучения, но необходимо учитывать основной принцип педагогики, согласно которому именно структура всего учебного процесса (в том числе, с поддержкой электронного обучения) является решающим фактором достижения успеха.

1 Курганская П.С., Пескова Л.А. Новые возможности Интернет-обучения. Методы и средства интерактивного взаимодействия // Байкальский психологический и педагогический журнал. Иркутск, 2004. № 1-2. С. 127-130.

С этой целью, целесообразно, учитывая характер системообразующих связей между компонентами образовательной системы, найти то звено, которое выполнит интегрирующую роль, соединяя в пространстве и времени все другие элементы: преподавателей, студентов, цели, содержание, методы, средства и материально-технические условия. На наш взгляд, таким звеном и должны стать инновационные образовательные технологии. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых образовательных технологий позволит изменить саму парадигму образования и только ИКТ позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в потенциал педагогических преобразований высшей школы.

На основе концептуальной модели трансформации педагогической системы разработан и экспериментально апробирован программно-педагогический комплекс, реализующий инновационные методы и формы интерактивного взаимодействия между субъектами педагогического процесса. Программнопедагогический комплекс включает следующий перечень этапов, необходимых для реализации педагогического процесса:

Первый этап - разработка инструментальной системы (технологической среды) для организации и ведения педагогического процесса на основе средств информационно-коммуникационных технологий.

Второй этап - организация учебного процесса на основе электронного учебно-методического комплекса.

Третий этап - подготовка преподавателей и обучающихся с учетом психолого-педагогических особенностей использования информационных образовательных технологий в учебном процессе.

Четвертый этап - проектирование контролирующей системы, учитывающей психологические особенности и основные формы контроля результатов учебной деятельности учащихся.

В рамках первого этапа на кафедре информационных технологий СКАГС были исследованы характеристики некоторых существующих оболочек для организации и проведения процесса электронного обучения (Docent, BlackBoard, Прометей, Learning Space, WebCT, eLearning Server 3000, ОРОКС). Применительно к данным инструментальным средствам можно выделить следующие дидактические свойства, обеспечивающие все виды учебной деятельности - ориентировочную, исполнительскую и контрольную:

Гипермедийность представления учебной информации;

Контроль успешности овладения знаниями благодаря развитой системе тестирования;

Возможность оперативной актуализации учебных материалов курса;

Средства коммуникации (ЧАТ, форум) и др.

В результате сравнительного анализа дидактических свойств перечисленных оболочек выбрана система электронного (дистанционного) обучения в среде Moodle версии 6.1.

Анализ показал, что оптимальной моделью для организации учебного процесса на базе средств информационно-коммуникационных технологий является электронный учебнометодический комплекс, который позволяет использовать как традиционные, так и новые приемы, методы и формы обучения1. При этом, полноценный проект электронного обучения целесообразно компоновать из: инструктивного блока, информационного блока (системы информационного наполнения ресурса), контрольного блока (механизма тестирования и оценки), коммуникативного блока (системы интерактивного преподавания) и управляющей системы, объединяющей все перечисленное воедино (рис.З)._______________

3 Курс: Информационные те хнологчи управления - Microsoft Internet Explorer В®®

I Ф=йп Пмека Вид №бсм«* Смвж Справка зг

Информационные технологии управления Вы зашли под именем Админ 1 Пользователь (Выход)

Главная >* ИТУ L_ Закончить редактирована 1

Люди Заголовки тем Новостной

«■к#-* форум

Я Участники ЗЕ Прежде чем приступить к изучению курса... -***х» » XV 4 Наступающие события

»XtJ + @| Добавить ресурс. “ @ Добавить элемент курса V * х *- т +

^Глоссарии & Задания ©Ресурсы Е1 Тесты & Форумы 1 а Ё1 Тема 1. Организация и средства информационных технологии обеспечения управленческой деятельности -»#<4Х* И Вопросы для самоконтроля: 0 Тест 3 {в режиме □ тренинга доступен до Ф 30.10) (Тест закрыт) ® Сегодня (22:4$) 4- is Задания по Теме 4 (сдать не позднее ЗОЮ)

Search Forums » X t 4 * В Литература; Задания по Теме 1 (сдать не позднее 28.09) ш Сегодня (23:15) Е1Тест4(в режиме тренинга доступен до 30.10) (Тест закрыт)

Е Advanced search® ЙХ* 1 В Тест 1 (в режиме тренинга доступен до 23.10} -»А

х* * СеадЭяя (23:20)

Управление * x 11 ■+ 4 Форум по вопросам Темы 1. ■ Л Глоссарии по Теме 1, -мглх* 1 Перейти к

A Закончить ф| Добавить рвсурс * © Добавить элемвн) курса у календарю. .

Рис. 3. Электронный учебно-методический комплекс на основе инструментальной системы Moodle v.6.1

1 Ильченко О.А. Организационно-педагогические условия сетевого обучения. М., 2002.

В соответствии с предложенной моделью организации и проведения процесса обучения электронный учебнометодический комплекс, как отображение этой модели, включает и систему управления познавательной деятельности. Важно подчеркнуть, что в рассмотренной классификации компонентов электронного учебно-методического комплекса наряду с дидактическими принципами активности и самостоятельности реализуются и другие основополагающие дидактически принципы, такие как доступность, систематичность и последовательность, преемственность, наглядность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к обучаемому.

Для выявления отношения студентов СКАГС к введению новых педагогических технологий, основанных на информационно-коммуникационных средствах и методике их использования в учебном процессе, применялся эмпирический метод психологопедагогического исследования - метод полярных профилей1 Студентам предлагалось оценить по определенной шкале проявление каждого показателя. При этом оценивалось не само качество, а то, насколько оно выражено (если выражено положительно -значение 5, если противоположное ему - 1, в иных случаях - 4,3 или 2).

В анкетировании участвовали студенты СКАГС, для которых данная технология была дополнением к традиционному изучению курсов «Информатика» и «Информационные технологии управления» (всего 380 человек). Результаты приведены на рис. 4.

Подводя итоги анкетирования, можно сделать вывод: большинство студентов в целом высоко оценивают использование электронного учебно-методического комплекса в педагогическом процессе, считая, что возможность электронного обучения хорошо дополняет курс (3,08) и способствует более эффективному изучению материла (3,7).

Для количественной оценки эффективности обучения на базе информационных образовательных технологий (ИОТ) были проанализированы результаты тестирования по дисциплине «Информационные технологии управления» (в разрезе тем) при обучении с ис-

1 Афанасьев М.Ю. Анкетирование как способ выявления отношения студентов к использованию компьютерных технологий обучения // Вестник МГУ. Серия

пользованием электронного учебно-методического комплекса (2006 г.) и без него (2005 г.). Результаты приведены на рис.5.

1 - Интерес

2 - Подавленность

3 - Дополнительная работа

4 - Развлечение

5 - Нечто лишнее

1 - Хорошо дополняет курс

2 - Более полно раскрывает темы

3 - Систематизирует

4 - Способствует более эффект. изучению

5 - Слишком «обесчеловечивает курс»

Рис. 4. Отношение учащихся к использованию электронного учебно-методического комплекса в начале (А) и в конце (В) обучения

Рис. 5. Сравнительный анализ результатов тестирования

Анализ полученных данных свидетельствует, что результаты тестирования (среднее значение) в 2006 г. составляют 67,98%, а в 2005 г. - 58,83%. Это доказывает эффективность применения информационных образовательных технологий в учебном процессе.

Проведенные исследования и накопленный опыт подтверждают повышение уровня качества обучения с использованием современных ИОТ на всех стадиях образовательного процесса: предъявления учебной информации студентам; восприятия учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером; повторения и закрепления полученных знаний, умений и навыков; контроля результатов обучения. Возможна также коррекция управления познавательной деятельностью студентов путем систематизации и дозирования учебной информации, более полного использования дидактических возможностей ИОТ с учетом их индивидуальных особенностей.

Classmate PC с использованием технологий Intel ® Педагогические технологии на основе информационно- коммуникационных средств ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» © ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» © Н.И. Городецкая, 2008


Интел и логотип Интел являются торговыми марками Корпорации Интел и её филиалов в США и других странах. Другие названия и марки могут являться собственностью других компаний. Classmate PC с использованием технологий Intel ® Содержание 1. Формы и методы организации занятий с использованием компьютеров 2. Конструирование урока с использованием средств ИКТ 3. Компьютерное тестирование как одна из форм контроля знаний 4. Организационно-педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий на уроках с применением ИКТ 5. Технология подготовки учителя к компьютерным занятиям


Интел и логотип Интел являются торговыми марками Корпорации Интел и её филиалов в США и других странах. Другие названия и марки могут являться собственностью других компаний. Classmate PC с использованием технологий Intel ® 1. Формы и методы организации занятий с использованием компьютеров


Интел и логотип Интел являются торговыми марками Корпорации Интел и её филиалов в США и других странах. Другие названия и марки могут являться собственностью других компаний. Classmate PC с использованием технологий Intel ® Уроки с использованием компьютера проводятся наряду с обычными занятиями по предмету Компьютерное сопровождение урока (презентации, задания, контролирующие тесты) должно быть составлено в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания Учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий урока. Основные положения


Интел и логотип Интел являются торговыми марками Корпорации Интел и её филиалов в США и других странах. Другие названия и марки могут являться собственностью других компаний. Classmate PC с использованием технологий Intel ® Фронтальная форма обучения Основные формы организации занятий с компьютером


Интел и логотип Интел являются торговыми марками Корпорации Интел и её филиалов в США и других странах. Другие названия и марки могут являться собственностью других компаний. Classmate PC с использованием технологий Intel ® Групповая форма обучения – обучение в сотрудничестве Основные формы организации занятий с компьютером


Интел и логотип Интел являются торговыми марками Корпорации Интел и её филиалов в США и других странах. Другие названия и марки могут являться собственностью других компаний. Classmate PC с использованием технологий Intel ® Индивидуальная форма обучения Основные формы организации занятий с компьютером


Интел и логотип Интел являются торговыми марками Корпорации Интел и её филиалов в США и других странах. Другие названия и марки могут являться собственностью других компаний. Classmate PC с использованием технологий Intel ® Внеурочная форма учебной деятельности Выпуск печатных изданий Выпуск печатных изданий Школьные и Интернет-проекты Школьные и Интернет-проекты Интернет-конкурсы Интернет-конкурсы Виртуальные экскурсии Виртуальные экскурсии «Дни науки» «Дни науки» Основные формы организации занятий с компьютером


Интел и логотип Интел являются торговыми марками Корпорации Интел и её филиалов в США и других странах. Другие названия и марки могут являться собственностью других компаний. Classmate PC с использованием технологий Intel ® Общедидактические методы обучения объяснительно-иллюстративные, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, репродуктивные, исследовательские, исследовательские, коррекции знаний учащихся, коррекции знаний учащихся, стимулирования и мотивации обучения, стимулирования и мотивации обучения, метод проектов, метод проектов, игровые методы обучения, игровые методы обучения, и др.и др.


Интел и логотип Интел являются торговыми марками Корпорации Интел и её филиалов в США и других странах. Другие названия и марки могут являться собственностью других компаний. Classmate PC с использованием технологий Intel ® Новые образовательные методики интегративная методика, интегративная методика, методика дистанционного патроната, методика дистанционного патроната, методика погружения, методика погружения, ассоциативная сетевая методика ассоциативная сетевая методика


Интел и логотип Интел являются торговыми марками Корпорации Интел и её филиалов в США и других странах. Другие названия и марки могут являться собственностью других компаний. Classmate PC с использованием технологий Intel ® 2. Конструирование урока с использованием средств ИКТ Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. В.Сухомлинский


Интел и логотип Интел являются торговыми марками Корпорации Интел и её филиалов в США и других странах. Другие названия и марки могут являться собственностью других компаний. Classmate PC с использованием технологий Intel ® Этапы урока Организационный этап Организационный этап Этап проверки домашнего задания Этап проверки домашнего задания Этап всесторонней проверки знаний Этап всесторонней проверки знаний Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала Этап усвоения новых знаний Этап усвоения новых знаний Этап закрепления новых знаний Этап закрепления новых знаний Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


Интел и логотип Интел являются торговыми марками Корпорации Интел и её филиалов в США и других странах. Другие названия и марки могут являться собственностью других компаний. Classmate PC с использованием технологий Intel ® Соблюдение принципа наглядности обучения. Внедряя информационно- коммуникационные технологии в сценарий урока, учитель должен, прежде всего, помнить о том, чтобы обеспечить ученикам максимум наглядности и комфортности в усвоении нового материала. Основное требование к сценарию урока


Интел и логотип Интел являются торговыми марками Корпорации Интел и её филиалов в США и других странах. Другие названия и марки могут являться собственностью других компаний. Classmate PC с использованием технологий Intel ® ИКТ на уроке могут рассматриваться: как источник дополнительной (дидактической) информации по предмету;как источник дополнительной (дидактической) информации по предмету; как еще один инструмент исследования;как еще один инструмент исследования; как инструментарий контроля знаний;как инструментарий контроля знаний; как средство реализации личностно- ориентированного подхода в учебном процессе;как средство реализации личностно- ориентированного подхода в учебном процессе; как способ самоорганизации труда и самообразования, как ученика, так и учителя;как способ самоорганизации труда и самообразования, как ученика, так и учителя; как средство повышения индивидуальной активности субъекта образовательного процесса.как средство повышения индивидуальной активности субъекта образовательного процесса.


Интел и логотип Интел являются торговыми марками Корпорации Интел и её филиалов в США и других странах. Другие названия и марки могут являться собственностью других компаний. Classmate PC с использованием технологий Intel ® Организационный этап доброжелательный настрой учителя и учащихся; доброжелательный настрой учителя и учащихся; быстрое включение класса в деловой ритм; быстрое включение класса в деловой ритм; организация внимания всех учащихся; организация внимания всех учащихся; кратковременность организационного момента; кратковременность организационного момента; полная готовность класса и оборудования к работе. полная готовность класса и оборудования к работе. Ролевая игра: системный администратор


Интел и логотип Интел являются торговыми марками Корпорации Интел и её филиалов в США и других странах. Другие названия и марки могут являться собственностью других компаний. Classmate PC с использованием технологий Intel ® Этап проверки домашнего задания выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса за короткий промежуток времени (5-7 мин.), выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса за короткий промежуток времени (5-7 мин.), устранение типичных ошибок; устранение типичных ошибок; Электронная самооценка Электронная самооценка Разминочные тесты Разминочные тесты Электронная самооценка Электронная самооценка Разминочные тесты Разминочные тесты


Интел и логотип Интел являются торговыми марками Корпорации Интел и её филиалов в США и других странах. Другие названия и марки могут являться собственностью других компаний. Classmate PC с использованием технологий Intel ® Этап всесторонней проверки знаний Как правило, всестороння проверка знаний осуществляется учителем в форме опроса. Опрос должен быть интересен ученикам, а для этого известный фактический материал должен рассматриваться в новом свете, теоретические знания применяться на практике. «Электронные ответы» «Электронные ответы» «Электронные рецензии» «Электронные рецензии» «Электронные ответы» «Электронные ответы» «Электронные рецензии» «Электронные рецензии»


Интел и логотип Интел являются торговыми марками Корпорации Интел и её филиалов в США и других странах. Другие названия и марки могут являться собственностью других компаний. Classmate PC с использованием технологий Intel ® Этап подготовки к активному и сознательному усвоению новых знаний Учителю на данном этапе урока необходимо: поставить перед учащимися цели и задачи урока; показать практическую значимость изучаемого материала. Авторские презентации Авторские презентации Электронные учебники Электронные учебники Электронные наглядные пособия (видео, графика и т.п.) Электронные наглядные пособия (видео, графика и т.п.) Авторские презентации Авторские презентации Электронные учебники Электронные учебники Электронные наглядные пособия (видео, графика и т.п.) Электронные наглядные пособия (видео, графика и т.п.)


Интел и логотип Интел являются торговыми марками Корпорации Интел и её филиалов в США и других странах. Другие названия и марки могут являться собственностью других компаний. Classmate PC с использованием технологий Intel ® Форма урока: Заочное путешествие. Экскурсия в прошлое. Дополнительный к учебнику наглядный материал для урока: Фотографии и рисунки, помогающие ребенку прочувствовать тему, понять персонажей. ЭТАП ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К УСВОЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА. ПримерПример


Интел и логотип Интел являются торговыми марками Корпорации Интел и её филиалов в США и других странах. Другие названия и марки могут являться собственностью других компаний. Classmate PC с использованием технологий Intel ® Этап усвоения новых знаний Учителю на данном этапе урока необходимо: поставить перед учащимися цели и задачи урока; показать практическую значимость изучаемого материала. Авторские презентации Авторские презентации Электронные учебники Электронные учебники Электронные наглядные пособия (видео, графика и т.п.) Электронные наглядные пособия (видео, графика и т.п.) Авторские презентации Авторские презентации Электронные учебники Электронные учебники Электронные наглядные пособия (видео, графика и т.п.) Электронные наглядные пособия (видео, графика и т.п.)


Интел и логотип Интел являются торговыми марками Корпорации Интел и её филиалов в США и других странах. Другие названия и марки могут являться собственностью других компаний. Classmate PC с использованием технологий Intel ® Этап закрепления новых знаний На этом этапе должны быть ярко обозначены результаты урока. Презентации учителя с обозначенными итогами урока Презентации учителя с обозначенными итогами урока Электронные опросники и тесты Электронные опросники и тесты Кроссворды Кроссворды Электронные рецензии Электронные рецензии и т.п. и т.п. Презентации учителя с обозначенными итогами урока Презентации учителя с обозначенными итогами урока Электронные опросники и тесты Электронные опросники и тесты Кроссворды Кроссворды Электронные рецензии Электронные рецензии и т.п. и т.п.


Интел и логотип Интел являются торговыми марками Корпорации Интел и её филиалов в США и других странах. Другие названия и марки могут являться собственностью других компаний. Classmate PC с использованием технологий Intel ® Этап информации учащихся о домашнем задании На этом этапе проектируется домашняя учебная деятельность ученика по теме предмета Презентация учителя, демонстрирующая: само задание и временные рамки его выполнения, само задание и временные рамки его выполнения, инструктаж выполнения задания,инструктаж выполнения задания, пример выполнения,пример выполнения, проект реализации подготовленных дома материалов на следующем уроке.проект реализации подготовленных дома материалов на следующем уроке. Презентация учителя, демонстрирующая: само задание и временные рамки его выполнения, само задание и временные рамки его выполнения, инструктаж выполнения задания,инструктаж выполнения задания, пример выполнения,пример выполнения, проект реализации подготовленных дома материалов на следующем уроке.проект реализации подготовленных дома материалов на следующем уроке.


Интел и логотип Интел являются торговыми марками Корпорации Интел и её филиалов в США и других странах. Другие названия и марки могут являться собственностью других компаний. Classmate PC с использованием технологий Intel ® На этом этапе проектируется домашняя учебная деятельность ученика по теме предмета Презентация учителя, демонстрирующая: само задание и временные рамки его выполнения, само задание и временные рамки его выполнения, инструктаж выполнения задания, инструктаж выполнения задания, пример выполнения, пример выполнения, проект реализации подготовленных дома материалов на следующем уроке. проект реализации подготовленных дома материалов на следующем уроке. Презентация учителя, демонстрирующая: само задание и временные рамки его выполнения, само задание и временные рамки его выполнения, инструктаж выполнения задания, инструктаж выполнения задания, пример выполнения, пример выполнения, проект реализации подготовленных дома материалов на следующем уроке. проект реализации подготовленных дома материалов на следующем уроке.


Интел и логотип Интел являются торговыми марками Корпорации Интел и её филиалов в США и других странах. Другие названия и марки могут являться собственностью других компаний. Classmate PC с использованием технологий Intel ® Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения


Интел и логотип Интел являются торговыми марками Корпорации Интел и её филиалов в США и других странах. Другие названия и марки могут являться собственностью других компаний. Classmate PC с использованием технологий Intel ® 3. Компьютерное тестирование как одна из форм контроля знаний


Интел и логотип Интел являются торговыми марками Корпорации Интел и её филиалов в США и других странах. Другие названия и марки могут являться собственностью других компаний. Classmate PC с использованием технологий Intel ® Достоинства компьютерной технологии тестирования большая объективность и, как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность учащегося; большая объективность и, как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность учащегося; исключается воздействие негативного влияния на результаты тестирования личностных факторов преподавателя; исключается воздействие негативного влияния на результаты тестирования личностных факторов преподавателя; ориентированность на современные технические средства, на использование в среде компьютерных обучающих систем; ориентированность на современные технические средства, на использование в среде компьютерных обучающих систем; универсальность, охват всех стадий процесса обучения. универсальность, охват всех стадий процесса обучения.


Интел и логотип Интел являются торговыми марками Корпорации Интел и её филиалов в США и других странах. Другие названия и марки могут являться собственностью других компаний. Classmate PC с использованием технологий Intel ® Виды компьютерного контроля учебной работы детей Текущий – проводится в ходе учебного процесса; Текущий – проводится в ходе учебного процесса; Рубежный – проводится в периоде обучения по завершении учебной темы; Рубежный – проводится в периоде обучения по завершении учебной темы; Итоговый – по завершению учебной программы; Итоговый – по завершению учебной программы; Итоговый аттестационный тест Итоговый аттестационный тест


Интел и логотип Интел являются торговыми марками Корпорации Интел и её филиалов в США и других странах. Другие названия и марки могут являться собственностью других компаний. Classmate PC с использованием технологий Intel ® Виды тестовых заданий выбор ответа (единственный или множественный) выбор ответа (единственный или множественный) ввод ответа с клавиатуры ввод ответа с клавиатуры определение соответствия определение соответствия


Интел и логотип Интел являются торговыми марками Корпорации Интел и её филиалов в США и других странах. Другие названия и марки могут являться собственностью других компаний. Classmate PC с использованием технологий Intel ® Методика включения контрольного компьютерного тестирования в урок При организации компьютерного тестирования в начальной школе не стоит забывать, что учащиеся должны работать с тестом не более 15 мин. При организации компьютерного тестирования в начальной школе не стоит забывать, что учащиеся должны работать с тестом не более 15 мин. Перед началом работы учитель должен подробно проинструктировать учащихся, рассказать о технологии составления заданий и правилах ввода ответов к заданиям разного типа.


Интел и логотип Интел являются торговыми марками Корпорации Интел и её филиалов в США и других странах. Другие названия и марки могут являться собственностью других компаний. Classmate PC с использованием технологий Intel ® Методика включения контрольного компьютерного тестирования в урок По окончании работы выводится статистика о работе учащегося: преподаватель получает итоги работы по каждому ученику на экране дисплея. По желанию учителя оценка учащемуся может не демонстрироваться, однако при этом учитель должен предоставить ученику подробную информацию о прохождении теста По желанию учителя оценка учащемуся может не демонстрироваться, однако при этом учитель должен предоставить ученику подробную информацию о прохождении теста.


Интел и логотип Интел являются торговыми марками Корпорации Интел и её филиалов в США и других странах. Другие названия и марки могут являться собственностью других компаний. Classmate PC с использованием технологий Intel ® Методика включения контрольного компьютерного тестирования в урок Компьютерный контроль знаний может осуществляться учителем как фронтально, так и в форме группового или индивидуального тестирования. Компьютерный контроль не может заменить традиционных форм контроля знаний и умений учащихся и поэтому, целесообразнее говорить о комплексном подходе к оценке ЗУН учеников.


Интел и логотип Интел являются торговыми марками Корпорации Интел и её филиалов в США и других странах. Другие названия и марки могут являться собственностью других компаний. Classmate PC с использованием технологий Intel ® 4. Организационно-педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий на уроках с применением ИКТ


Интел и логотип Интел являются торговыми марками Корпорации Интел и её филиалов в США и других странах. Другие названия и марки могут являться собственностью других компаний. Classmate PC с использованием технологий Intel ® Гигиенические требования к использованию ПК При несоблюдении гигиенических требований во время работы с компьютером вредное воздействие происходит прежде всего на зрительный анализатор, вызывая ухудшение зрения и психофизическое утомление. В части обеспечения безопасности учащихся при использовании в учебном процессе средств информатизации образования в настоящее время действуют Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/ В части обеспечения безопасности учащихся при использовании в учебном процессе средств информатизации образования в настоящее время действуют Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/


Интел и логотип Интел являются торговыми марками Корпорации Интел и её филиалов в США и других странах. Другие названия и марки могут являться собственностью других компаний. Classmate PC с использованием технологий Intel ® Для школьников при работе с "компьютером ученика" необходимо обеспечивать наилучшие значения визуальных параметров экрана. Они должны быть указаны в технической документации. При организации рациональной световой среды необходимо предотвратить ослепление ребенка, работающего на ПК встречным светом, путем рационального поворота экрана компьютера к свету (свет должен падать слева)


Интел и логотип Интел являются торговыми марками Корпорации Интел и её филиалов в США и других странах. Другие названия и марки могут являться собственностью других компаний. Classmate PC с использованием технологий Intel ® Оптимальное количество занятий с использованием компьютера в течение учебного дня для обучающихся I-IV классов составляет 1 урок. Оптимальное количество занятий с использованием компьютера в течение учебного дня для обучающихся I-IV классов составляет 1 урок. Непрерывная длительность занятий с компьютером для учащихся 1 классов (6 лет) не должна превышать 10 мин, для учащихся 2-4 классов - 15 минут.


Интел и логотип Интел являются торговыми марками Корпорации Интел и её филиалов в США и других странах. Другие названия и марки могут являться собственностью других компаний. Classmate PC с использованием технологий Intel ® Внеучебные занятия с использованием компьютера рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью для обучающихся II-IV классов не более 60 мин. Время проведения компьютерных игр с навязанным ритмом не должно превышать для учащихся II-IV классов 10 минут и рекомендуется проводить их в конце занятия.


Интел и логотип Интел являются торговыми марками Корпорации Интел и её филиалов в США и других странах. Другие названия и марки могут являться собственностью других компаний. Classmate PC с использованием технологий Intel ® Самостоятельная работа учащихся младших классов на компьютере должна проводиться в индивидуальном темпе и ритме. Учителю надо помочь учащемуся выработать подходящий для него темп работы. Для учителей общеобразовательных школ устанавливается длительность работы в компьютерных классах не более 4 часов в день. Продолжительность непрерывной работы учителя с компьютером без регламентированного перерыва не должна превышать 2 часа.


Интел и логотип Интел являются торговыми марками Корпорации Интел и её филиалов в США и других странах. Другие названия и марки могут являться собственностью других компаний. Classmate PC с использованием технологий Intel ® 5. Технология подготовки учителя к компьютерным занятиям


Интел и логотип Интел являются торговыми марками Корпорации Интел и её филиалов в США и других странах. Другие названия и марки могут являться собственностью других компаний. Classmate PC с использованием технологий Intel ® Три глобальных этапа Освоение элементарных пользовательских умений; Освоение элементарных пользовательских умений; Изучение и практическое освоение существующих коллекций электронных образовательных ресурсов, представленных на СD, а также размещенных в цифровых коллекциях сети Интернет; Изучение и практическое освоение существующих коллекций электронных образовательных ресурсов, представленных на СD, а также размещенных в цифровых коллекциях сети Интернет; Овладение технологией создания простейших компьютерных мультимедийных обучающих продуктов для сопровождения учебно- воспитательного процесса. Овладение технологией создания простейших компьютерных мультимедийных обучающих продуктов для сопровождения учебно- воспитательного процесса.


Интел и логотип Интел являются торговыми марками Корпорации Интел и её филиалов в США и других странах. Другие названия и марки могут являться собственностью других компаний. Classmate PC с использованием технологий Intel ® Проектирование конкретного урока Выбрать соответствующий тематике курса электронный ресурс; Выбрать соответствующий тематике курса электронный ресурс; Составить (или разработать самостоятельно) «портфель» учебно-дидактических электронных материалов у уроку (видео, графика, презентации, фрагменты ОЭР, контролирующие материалы); Составить (или разработать самостоятельно) «портфель» учебно-дидактических электронных материалов у уроку (видео, графика, презентации, фрагменты ОЭР, контролирующие материалы); Составить учебно-методический план урока; Составить учебно-методический план урока; Разработать сценарий проведения урока. Разработать сценарий проведения урока.


Интел и логотип Интел являются торговыми марками Корпорации Интел и её филиалов в США и других странах. Другие названия и марки могут являться собственностью других компаний. Classmate PC с использованием технологий Intel ® Преимущества программных средств, разработанных учителем: Методически адаптивны к учебному материалу; Методически адаптивны к учебному материалу; Изложение материала строго соответствует учебному плану и сценарию урока; Изложение материала строго соответствует учебному плану и сценарию урока; Дидактический материал может быть сколь угодно разнообразным (видео, Интернет-ресурсы, энциклопедии, словари, справочники); Дидактический материал может быть сколь угодно разнообразным (видео, Интернет-ресурсы, энциклопедии, словари, справочники); Программное средство, разработанное учителем, может обновляться по мере необходимости; Программное средство, разработанное учителем, может обновляться по мере необходимости;


Интел и логотип Интел являются торговыми марками Корпорации Интел и её филиалов в США и других странах. Другие названия и марки могут являться собственностью других компаний. Classmate PC с использованием технологий Intel ® Самообразование учителя Знакомство с новейшими технологиями разработки педагогических программных средств; Знакомство с новейшими технологиями разработки педагогических программных средств; Повышение уровня профессионального использования существующих ЭОР Повышение уровня профессионального использования существующих ЭОР Проектирование и создание собственного мультимедийного обучающего программного продукта; Проектирование и создание собственного мультимедийного обучающего программного продукта; Знакомство с новейшими разработками в области образовательных сетевых технологий. Знакомство с новейшими разработками в области образовательных сетевых технологий.


Интел и логотип Интел являются торговыми марками Корпорации Интел и её филиалов в США и других странах. Другие названия и марки могут являться собственностью других компаний. Classmate PC с использованием технологий Intel ® ВЫВОДЫ Включение средств ИКТ в учебный процесс школы вызывает сегодня острую необходимость адаптации существующих образовательных программ и стандартов к условиям использования цифровых носителей информации. В данной ситуации преподавателю необходимо не только вооружаться методикам применения новых образовательных технологий, но и перестраивать понимание современного процесса преподавания, оценки уровня контроля усвоения знаний, принципов анализа учебной деятельности Включение средств ИКТ в учебный процесс школы вызывает сегодня острую необходимость адаптации существующих образовательных программ и стандартов к условиям использования цифровых носителей информации. В данной ситуации преподавателю необходимо не только вооружаться методикам применения новых образовательных технологий, но и перестраивать понимание современного процесса преподавания, оценки уровня контроля усвоения знаний, принципов анализа учебной деятельности

Основной задачей декоративно-прикладного и изобразительного искусства является приобщение детей к миру искусства, формирование пространственного воображения, развитие навыков творческого восприятия окружающего мира и умение передавать своё отношение к нему в своих работах при помощи различных художественных средств. Поэтому является обязательным условием интеллектуального, творческого, нравственного развития учащихся.

Суть информатизации образования - создание как для педагогов, так и для обучающихся благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации. По высказываниям Загвязинского «Информационная технология обучения - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио, видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Педагогические цели использования информационно-коммуникативных технологий в образовании

1. Развитие личности обучающегося - подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества:

  • развитие мышления,
  • развитие коммуникативных способностей,
  • развитие навыков исследовательской деятельности,
  • формирование умений принимать решения в сложных ситуациях,
  • формирование информационной культуры.

2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией общества:

  • подготовка обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности,
  • подготовка мобильных конкурентоспособных личностей,
  • подготовка специалистов в области информационных технологий

3. Интенсификация образовательного процесса:

  • выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности (например, учет типа личности и приоритетных способов восприятия информации),
  • повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации возможностей ИКТ,
  • углубление межпредметных связей.

Основные принципы современных информационных технологий

  1. Интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;
  2. интегрированность (взаимосвязь) с другими программными продуктами;
  3. гибкость процесса изменения как исходных данных, так и постановок задач.

Основные направления использования информационно-коммуникационных технологий в общем и дополнительном образовании

  • Представление материала с помощью компьютера
  • Использование мультимедиа
  • Диагностика и рейтинговая оценка
  • Дистанционное обучение
  • Организация общения

Представление материалов с помощью компьютера

  • Презентации
  • Публикации
  • Электронные таблицы
  • Базы данных
  • Дидактические и методические материалы
  • Сайты

Тенденция ухода от использования только в качестве источника информации, а использование в качестве инструмента управления обучением. В этом случае обучающиеся приобретают знания и опыт, не сводящиеся к традиционным репродуктивным.

  • занятия при объяснении нового материала
  • наглядной демонстрация процессов
  • представления результатов выполнения индивидуальных и групповых проектов и исследований:
    • сопровождение доклада ученика
    • создание фотоальбома
  • . совместного изучения источников и материалов
  • . организации самостоятельной работы обучающихся
    • корректировка знаний
    • дополнительные занятия
    • углубленное изучение материала
  • . проверки усвоения содержания (создание тестов)

Использование мультимедиа

К дидактическим функциям мультимедиа относится:

  • Использование различных статичных и динамичных средств визуальной наглядности для изучения различных дисциплин
  • Самостоятельные проектные, творческие виды деятельности с использованием разнообразных мультимедийных средств
  • Создание, форматирование и редактирование графических объектов творческих работ
  • Организация виртуальных экскурсий

ДО - форма обучения, при которой взаимодействие педагога и учащихся и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, орг. формы, средства), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими .

Средствами организации являются:

  • Сайты
  • Электронная почта

Информационно-коммуникационные технологии помогают повысить эффективность образовательного процесса за счёт одновременного изложения теоретического материала и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности через презентацию, видеофильмы. Традиционные наглядные методы обучения с применением наглядных электронных пособий позволяют продемонстрировать учащимся поэтапное последовательное изготовление изделия. Учащийся видит картинку каждой операции изготовления поделки отдельно, последовательно, а затем видит полную картину изготовления поделки. Такую возможность даёт презентация с применением анимации последовательного открывания рисунка. Практические методы обучения с применением информационных технологий позволяют давать презентации с текстом для самостоятельного изучения на занятии. Наряду с традиционными методами контроля, используются электронные тесты, изготовленные по шаблону Иванова.

Традиционные методы обучения - Совершенствование за счет применения
Словесные: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж - Возможность качественно проиллюстрировать объяснение нового материала.
Наглядные: демонстрация макета, демонстрация трудового приема или операции, экранная демонстрация - Мультимедийный показ приемов и операций; визуализация процессов изготовления изделия, невозможных для рассмотрения в реальных условиях. Лучше усваивается учебная информация, так как привлекаются все органы чувств
Практические: упражнение, практические и лабораторные работы - Виртуальное практическое действие программных и технических средств ИТ (обучение ч/з Интернет, скайп, электронную почту)
Методы контроля: устный и письменный опрос, контрольная работа, самоконтроль и самооценка - Быстрая и объективная оценка результатов на основе электронных тестов. Оперативная самооценка и коррекция результатов

При проведении мультимедийных уроков и занятий необходимо учитывать основные требования по уровням :

  • Дидактический уровень
  • Эргономический уровень
  • Уровень интерактивности
  • Технический уровень

Преимущества использования ИКТ на занятиях

  • повышение эффективности образовательного процесса;
  • повышение мотивации к обучению
  • последовательный характер обучения;
  • возможность выбора учащимися индивидуального темпа и
  • самостоятельного маршрута обучения;
  • развитие мышления, моторных и вербальных коммуникативных
  • навыков учащихся;
  • стимулирование учебно-познавательной деятельности и
  • обеспечение рационального сочетания различных ее видов
  • (поисковая, экспериментальная, исследовательская и др.);
  • формирование навыков работы с информацией
  • использование автоматизированного пошагового и итогового
  • контроля полученных знаний;
  • повышение психологического комфорта обучающегося и
  • объективности оценки.

Таким образом, все перечисленные функции соответствуют целям образовательного процесса и способствуют восприятию учащимися событий, явлений процессов в динамике, во времени и в пространстве. Новые компьютерные технологии, используемые на занятиях, позволяют ярко и образно представить события или эпоху, помогают лучше понять основы какого - либо явления, процесса, расширяют кругозор учащихся. В методическом арсенале педагогов должны быть такие формы организации учебной деятельности как индивидуальная работа с обучающей системой, создание и использование на уроке презентаций, моделирование, сбор информации в Internet, разработка Web-страниц.

Литература:

1. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств/ Г.К.Селевко. - М.: Изд-во НИИ школьных технологий. - 2005. - 204 с.
2. Семибратов, А.М. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий как развивающаяся система / А.М. Семибратов, Л.Н.Горбунова// Педагогическая информатика. - 2004. - № 3.
3. Шилова, О. Н. Как разработать эффективный учебно-методический пакет средствами информационных технологий: Методическая лаборатория программы Intel Обучение для будущего / О. Н. Шилова, М. Б. Лебедева; под ред.: Е. Н. Ястребцева. - М: Интуит.ру, 2006. - 144 с.

Интернет-ресурсы:

1. http://nayrok.ru
2.http://www.it-n.ru
3.http://www.uchmet.ru

Информационно-коммуникативные

технологии (Г.К.Селевко)

Профессор Г.К.Селевко в своей работе «Педагогические технологии на основе на основе информационно-коммуникационных средств» предлагает создать информационно-коммуникационную среду для реализации данного подхода в учебном процессе.

Компьютерная технология основывается на использовании некоторой формализованной модели содержания, которая представлена педагогическими программными средствами в памяти компьютера и возможностями телекоммуникационной сети.

Главной особенностью фактологическогой стороны содержания образования является многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие компьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации, гипертекст и мультимедиа (гипермедиа), микромиры, иммитационное обучение, электронные коммуникации (сети). Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия учеников и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

1. Создание презентаций к урокам.

2. Работа с ресурсами Интернет.

3. Использование готовых обучающих программ.

4. Разработка и использование собственных авторских программ.

Возможности ИКТ:

    создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

    создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

    создание текстовых работ;

    обобщение методического опыта в электронном виде и другое.

Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения и воспитания школьников повышает общий уровнень учебного процесса, усиливает познавательную активность учащихся.

Учителю необходимо владеть рядом умений. Основными умениями являются:

    технические – умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользователя стандартного программного обеспечения;

    методические – умения, необходимые для грамотного обучения школьников среднего и старшего звена;

    технологические – умения, еобходимые для грамотного использования информационных средств обучения на уроках разных видов.

Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения.

С помощью информационно-коммуникативных технологий можно решать следующие задачи:

    Усиление интенсивности урока;

    Повышение мотивации учащихся

    Мониторинг достижений обучающихся.

ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:

1. Для обозначения темы урока в начале урока с помощью вопросов по

изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.

2. При объяснении (введении) нового материала

3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы,

рисунки, видеофрагменты и т.д.).

4. При закреплении и повторении как информационно-обучающее

пособие.

5. Для контроля ЗУН.

При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта о бучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой среды).

В функции учителя компьютер представляет:

Источник учебной информации (частично или полностью заменяющий

учителя или книгу),

Наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа

и телекоммуникаций),

Индивидуальное информационное пространство, - тренажер,

Средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер представляет :

Средство подготовки текстов, их хранения,

Текстовый редактор,

Графопостроитель, графический редактор,

Вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде),

Средство моделирования.

Комбинация компьютерных обучающих программ с телекоммуникационной сетью является разновидностью дистанционного обучения (обучения на расстоянии).

Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам является создание мультимедийных презентаций.

«Презентация» - переводится с английского как «представление».

Мультимедийные презентации – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук, изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременно воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.

Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».

По данным ученых, человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – это основа любой современной презентации.

1. Презентация должна содержать материал, который только с помощью ИКТ может быть эффективно представлен учителем.

2. Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации.

3. На каждом слайде должно быть не более 2 картинок.

4. Размер шрифта на слайдах должен быть не менее 24-28 пунктов.

5. Анимация возможна один раз в течение 5 минут и только при необходимости использования ее для подачи материала.

6. Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, цвет, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.д.).

Спектр использования возможностей ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Практически на любом уроке можно применять компьютерные технологии. Важно найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. С использованием информационных технологий возможно осуществить задуманное, сделать урок современным.