Оценка тестового покрытия на проекте. Методологии тестирования ПО

  • Тестирование веб-сервисов
  • Самый лучший способ оценить, хорошо ли мы протестировали продукт – проанализировать пропущенные дефекты. Те, с которыми столкнулись наши пользователи, внедренцы, бизнес. По ним можно многое оценить: что мы проверили недостаточно тщательно, каким областям продукта стоит уделить больше внимания, какой вообще процент пропусков и какова динамика его изменений. С этой метрикой (пожалуй, самой распространённой в тестировании) всё хорошо, но… Когда мы выпустили продукт, и узнали о пропущенных ошибках, может быть уже слишком поздно: на “хабре” появилась про нас гневная статья, конкуренты стремительно распространяют критику, клиенты потеряли к нам доверие, руководство недовольно.

    Чтобы такого не происходило, мы обычно заранее, до релиза, стараемся оценивать качество тестирования: насколько хорошо и тщательно мы проверяем продукт? Каким областям не хватает внимания, где основные риски, какой прогресс? И чтобы ответить на все эти вопросы, мы оцениваем тестовое покрытие.

    Зачем оценивать?

    Любые метрики оценки – трата времени. В это время можно тестировать, заводить баги, готовить автотесты. Какую такую магическую пользу мы получаем благодаря метрикам тестового покрытия, чтобы пожертвовать временем на тестирование?
    1. Поиск своих слабых зон. Естественно, это нам нужно? не чтобы просто погоревать, а чтобы знать, где требуются улучшения. Какие функциональные области не покрыты тестами? Что мы не проверили? Где наибольшие риски пропуска ошибок?
    2. Редко по результатам оценки покрытия мы получаем 100%. Что улучшать? Куда идти? Какой сейчас процент? Как мы его повысим какой-либо задачей? Как быстро мы дойдём до 100? Все эти вопросы приносят прозрачности и понятности нашему процессу , а ответы на них даёт оценка покрытия.
    3. Фокус внимания. Допустим, в нашем продукте около 50 различных функциональных зон. Выходит новая версия, и мы начинаем тестировать 1-ю из них, и находим там опечатки, и съехавшие на пару пикселей кнопки, и прочую мелочь… И вот время на тестирование завершено, и эта функциональность проверена детально… А остальные 50? Оценка покрытия позволяет нам приоритезировать задачи исходя из текущих реалий и сроков.

    Как оценивать?

    Прежде, чем внедрять любую метрику, важно определиться, как вы её будете использовать. Начните с ответа именно на этот вопрос – скорее всего, вы сразу поймёте, как её лучше всего считать. А я только поделюсь в этой статье некоторыми примерами и своим опытом, как это можно сделать. Не для того, чтобы слепо копировать решения – а для того, чтобы ваша фантазия опиралась на этот опыт, продумывая идеально подходящее именно вам решение.

    Оцениваем покрытие требований тестами

    Допустим, у вас в команде есть аналитики, и они не зря тратят своё рабочее время. По результатам их работы созданы требования в RMS (Requirements Management System) – HP QC, MS TFS, IBM Doors, Jira (с доп. плагинами) и т.д. В эту систему они вносят требования, соответствующие требованиям к требованиям (простите за тавтологию). Эти требования атомарны, трассируемы, конкретны… В общем, идеальные условия для тестирования. Что мы можем сделать в таком случае? При использовании скриптового подхода – связывать требования и тесты. Ведём в той же системе тесты, делаем связку требование-тест, и в любой момент можем посмотреть отчёт, по каким требованиям тесты есть, по каким – нет, когда эти тесты были пройдены, и с каким результатом.
    Получаем карту покрытия, все непокрытые требования покрываем, все счастливы и довольны, ошибок не пропускаем…

    Ладно, давайте вернёмся с небес на землю. Скорее всего, детальных требований у вас нет, они не атомарны, часть требований вообще утеряны, а времени документировать каждый тест, ну или хотя бы каждый второй, тоже нет. Можно отчаяться и поплакать, а можно признать, что тестирование – процесс компенсаторный, и чем хуже у нас с аналитикой и разработкой на проекте, тем больше стараться должны мы сами, и компенсировать проблемы других участников процесса. Разберём проблемы по отдельности.

    Проблема: требования не атомарны.

    Аналитики тоже иногда грешат винегретом в голове, и обычно это чревато проблемами со всем проектом. Например, вы разрабатываете текстовый редактор, и у вас могут быть в системе (в числе прочих) заведены два требования: «должно поддерживаться html-форматирование» и «при открытии файла неподдерживаемого формата, должно появляться всплывающее окно с вопросом». Сколько тестов требуется для базовой проверки 1-го требования? А для 2-го? Разница в ответах, скорее всего, примерно в сто раз!!! Мы не можем сказать, что при наличии хотя бы 1-го теста по 1-му требованию, этого достаточно – а вот про 2-е, скорее всего, вполне.

    Таким образом, наличие теста на требование нам вообще ничего не гарантирует! Что значит в таком случае наша статистика покрытия? Примерно ничего! Придётся решать!

    1. Автоматический расчёт покрытия требований тестами в таком случае можно убрать – он смысловой нагрузки всё равно не несёт.
    2. По каждому требованию, начиная с наиболее приоритетных, готовим тесты. При подготовке анализируем, какие тесты потребуются этому требованию, сколько будет достаточно? Проводим полноценный тест-анализ, а не отмахиваемся «один тест есть, ну и ладно».
    3. В зависимости от используемой системы, делаем экспорт/выгрузку тестов по требованию и… проводим тестирование этих тестов! Достаточно ли их? В идеале, конечно, такое тестирование нужно проводить с аналитиком и разработчиком этой функциональности. Распечатайте тесты, заприте коллег в переговорке, и не отпускайте, пока они не скажут «да, этих тестов достаточно» (такое бывает только при письменном согласовании, когда эти слова говорятся для отписки, даже без анализа тестов. При устном обсуждении ваши коллеги выльют ушат критики, пропущенных тестов, неправильно понятых требований и т.д. – это не всегда приятно, но для тестирования очень полезно!)
    4. После доработки тестов по требованию и согласования их полноты, в системе этому требованию можно проставить статус «покрыто тестами». Эта информация будет значить значительно больше, чем «тут есть хотя бы 1 тест».

    Конечно, такой процесс согласования требует немало ресурсов и времени, особенно поначалу, до наработки практики. Поэтому проводите по нему только высокоприоритетные требования, и новые доработки. Со временем и остальные требования подтянете, и все будут счастливы! Но… а если требований нет вообще?

    Проблема: требований нет вообще.

    Они на проекте отсутствуют, обсуждаются устно, каждый делает, что хочет/может и как он понимает. Тестируем так же. Как результат, получаем огромное количество проблем не только в тестировании и разработке, но и изначально некорректной реализации фич – хотели совсем другого! Здесь я могу посоветовать вариант «определите и задокументируйте требования сами», и даже пару раз в своей практике использовала эту стратегию, но в 99% случаев таких ресурсов в команде тестирования нет – так что пойдём значительно менее ресурсоёмким путём:
    1. Создаём фичелист (feature list). Сами! В виде google-таблички, в формате PBI в TFS – выбирайте любой, лишь бы не текстовый формат. Нам ещё статусы собирать надо будет! В этот список вносим все функциональные области продукта, и постарайтесь выбрать один общий уровень декомпозиции (вы можете выписать объекты ПО, или пользовательские сценарии, или модули, или веб-страницы, или методы API, или экранные формы…) – только не всё это сразу! ОДИН формат декомпозиции, который вам проще и нагляднее всего позволит не пропустить важное.
    2. Согласовываем ПОЛНОТУ этого списка с аналитиками, разработчиками, бизнесом, внутри своей команды… Постарайтесь сделать всё, чтобы не потерять важные части продукта! Насколько глубоко проводить анализ – решать вам. В моей практике всего несколько раз были продукты, на которые мы создали более 100 страниц в таблице, и это были продукты-гиганты. Чаще всего, 30-50 строк – достижимый результат для последующей тщательной обработки. В небольшой команде без выделенных тест-аналитиков большее число элементов фичелиста будет слишком сложным в поддержке.
    3. После этого, идём по приоритетам, и обрабатываем каждую строку фичелиста как в описанном выше разделе с требованиями. Пишем тесты, обсуждаем, согласовываем достаточность. Помечаем статусы, по какой фиче тестов хватает. Получаем и статус, и прогресс, и расширение тестов за счёт общения с командой. Все счастливы!

    Но… Что делать, если требования ведутся, но не в трассируемом формате?

    Проблема: требования не трассируемы.

    На проекте есть огромное количество документации, аналитики печатают со скоростью 400 знаков в минуту, у вас есть спецификации, ТЗ, инструкции, справки (чаще всего это происходит по просьбе заказчика), и всё это выступает в роли требований, и на проекте уже все давно запутались, где какую информацию искать?
    Повторяем предыдущий раздел, помогая всей команде навести порядок!
    1. Создаём фичелист (см. выше), но без детального описания требований.
    2. По каждой фиче собираем воедино ссылки на ТЗ, спецификации, инструкции, и прочие документы.
    3. Идём по приоритетам, готовим тесты, согласовываем их полноту. Всё то же самое, только благодаря объединению всех документов в одну табличку повышаем простоту доступа к ним, прозрачные статусы и согласованность тестов. В итоге, у нас всё супер, и все счастливы!

    Но… Ненадолго… Кажется, за прошлую неделю аналитики по обращениям заказчиков обновили 4 разные спецификации!!!

    Проблема: требования всё время меняются.

    Конечно, хорошо бы тестировать некую фиксированную систему, но наши продукты обычно живые. Что-то попросил заказчик, что-то изменилось во внешнем к нашему продукту законодательстве, а где-то аналитики нашли ошибку анализа позапрошлого года… Требования живут своей жизнью! Что же делать?
    1. Допустим, у вас уже собраны ссылки на ТЗ и спецификации в виде фичелиста-таблицы, PBI, требований, заметок в Wiki и т.д. Допустим, у вас уже есть тесты на эти требования. И вот, требование меняется! Это может означать изменение в RMS, или задачу в TMS (Task Management System), или письмо в почте. В любом случае, это ведёт к одному и тому же следствию: ваши тесты неактуальны! Или могут быть неактуальны. А значит, требуют обновления (покрытие тестами старой версии продукта как-то не очень считается, да?)
    2. В фичелисте, в RMS, в TMS (Test Management System – testrails, sitechco, etc) тесты должны быть обязательно и незамедлительно помечены как неактуальные! В HP QC или MS TFS это можно делать автоматически при обновлении требований, а в google-табличке или wiki придётся проставлять ручками. Но вы должны видеть сразу: тесты неактуальны! А значит, нас ждёт полный повторный путь: обновить, провести заново тест-анализ, переписать тесты, согласовать изменения, и только после этого пометить фичу/требование снова как «покрыто тестами».

    В этом случае мы получаем все бенефиты оценки тестового покрытия, да ещё и в динамике! Все счастливы!!! Но…
    Но вы так много внимания уделяли работе с требованиями, что теперь вам не хватает времени либо на тестирование, либо на документирование тестов. На мой взгляд (и тут есть место религиозному спору!) требования важнее тестов, и уж лучше так! Хотя бы они в порядке, и вся команда в курсе, и разработчики делают именно то, что нужно. НО НА ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ТЕСТОВ ВРЕМЕНИ НЕ ОСТАЁТСЯ!

    Проблема: не хватает времени документировать тесты.

    На самом деле, источником этой проблемы может быть не только нехватка времени, но и ваш вполне осознанный выбор их не документировать (не любим, избегаем эффекта пестицида, слишком часто меняется продукт и т.д.). Но как оценивать покрытие тестами в таком случае?
    1. Вам всё равно нужны требования, как полноценные требования или как фиче-лист, поэтому какой-то из вышеописанных разделов, в зависимости от работы аналитиков на проекте, будет всё равно необходим. Получили требования / фичелист?
    2. Описываем и устно согласовываем вкратце стратегию тестирования, без документирования конкретных тестов! Эта стратегия может быть указана в столбце таблицы, на странице вики или в требовании в RMS, и она должна быть опять же согласована. В рамках этой стратегии проверки будут проводиться по-разному, но вы будете знать: когда это последний раз тестировалось и по какой стратегии? А это уже, согласитесь, тоже неплохо! И все будут счастливы.

    Но… Какое ещё «но»? Какое???

    Говорите, все обойдём, и да пребудут с нами качественные продукты!

    Как и процесс разработки, процесс последующего тестирования программного обеспечения также следует определенной методологии. Под методологией в данном случае мы понимаем разнообразные комбинации принципов, идей, методов и концептов, к которым вы прибегаете во время работы над проектом.

    В настоящее время существует довольно большое количество разнообразных подходов к тестированию, каждый со своими отправными точками, продолжительностью выполнения и методами, используемыми на каждом этапе. И выбор того или иного из них может быть довольно непростой задачей. В этой статье мы рассмотрим разные подходы к тестированию ПО и поговорим об их основных особенностях, чтобы помочь вам сориентироваться в существующем многообразии.

    Каскадная модель (Линейная последовательная модель жизненного цикла ПО)

    Каскадная модель (Waterfall Model) является одной из наиболее старых моделей, которую можно применять не только для разработки или тестирования ПО, но также практически для любого другого проекта. Его базовым принципом является последовательный порядок выполнения задач. Это значит, что мы можем переходить к следующему шагу разработки или тестирования только после того, как предыдущий был успешно завершен. Эта модель подходит для небольших проектов и применима только в том случае, если все требования точно определены. Главными достоинствами этой методологии являются экономическая эффективность, простота использования и управления документацией.

    Процесс тестирования ПО начинается после завершения процесса разработки. На этой стадии все необходимые тесты переносятся с юнитов на системное тестирование для того, чтобы контролировать работу компонентов как по отдельности, так и в комплексе.

    Помимо упомянутых выше достоинств, данный подход к тестированию также имеет и свои недостатки. Всегда существует вероятность обнаружения критических ошибок в процессе тестирования. Это может привести к необходимости полностью изменить один из компонентов системы или даже всю логику проекта. Но подобная задача невозможна в случае каскадной модели, поскольку возвращение на предыдущий шаг в этой методологии запрещено.

    Узнайте больше о каскадной модели из предыдущей статьи .

    V-Model (Модель верификации и валидации)

    Как и каскадная модель, методика V-Model основана на прямой последовательности шагов. Основным отличием между этими двумя методологиями является то, что тестирование в данном случае планируется параллельно с соответствующей стадией разработки. Согласно этой методологии тестирования ПО, процесс начинается как только определены требования и становится возможным начать статическое тестирование, т.е. верификацию и обзор, что позволяет избежать возможных дефектов ПО на поздних стадиях. Соответствующий план тестирования создается для каждого уровня разработки ПО, что определяет ожидаемые результаты, а также критерии входа и выхода для данного продукта.

    Схема данной модели показывает принцип разделения задач на две части. Те, которые относятся к дизайну и разработке, размещены слева. Задачи, относящиеся к тестированию ПО, размещены справа:

    Основные этапы этой методологии могут изменяться, однако обычно они включают следующие:

    • Этап определения требований . Приемочное тестирование относится к этому этапу. Его основная задача состоит в оценке готовности системы к финальному использованию
    • Этап, на котором происходит высокоуровневое проектирование, или High-Level Design (HDL) . Этот этап относится к системному тестированию и включает оценку соблюдения требований к интегрированным системам
    • Фаза детального дизайна (Detailed Design) параллельна фазе интеграционного тестирования, во время которой происходит проверка взаимодействий между различными компонентами системы
    • После этапа написания кода начинается другой важный шаг — юнит-тестирование. Очень важно убедиться в том, что поведение отдельных частей и компонентов ПО корректно и соответствует требованиям

    Единственным недостатком рассмотренной методологии тестирования является отсутствие готовых решений, которые можно было бы применить, чтобы избавиться от дефектов ПО, обнаруженных на этапе тестирования.

    Инкрементная модель

    Данная методология может быть описана, как мультикаскадная модель тестирования ПО. Рабочий процесс разделяется на некоторое количество циклов, каждый из которых также делится на модули. Каждая итерация добавляет определенный функционал к ПО. Инкремент состоит из трех циклов:

    1. дизайн и разработка
    2. тестирование
    3. реализация.

    В этой модели возможна одновременная разработка разных версий продукта. Например, первая версия может проходить этап тестирования в то время, как вторая версия находится на стадии разработки. Третья версия в то же самое время может проходить этап дизайна. Этот процесс может продолжаться до самого завершения проекта.

    Очевидно, что данная методология требует обнаружения максимально возможного количества ошибок в тестируемом ПО настолько быстро, насколько это возможно. Так же, как и фаза реализации, которая требует подтверждения готовности продукта к доставке к конечному пользователю. Все эти факторы существенно увеличивают весомость требований к тестированию.

    В сравнении с предыдущими методологиями, инкрементная модель имеет несколько важных преимуществ. Она более гибкая, изменение требований ведет к меньшим затратам, а процесс тестирования ПО является более эффективным, поскольку гораздо проще проводить тестирование и дебаггинг за счет использования небольших итераций. Тем не менее, стоит отметить, что общая стоимость все же выше, чем в случае каскадной модели.

    Спиральная модель

    Спиральная модель это методология тестирования ПО, которая основана на инкрементном подходе и прототипировании. Она состоит из четырех этапов:

    1. Планирование
    2. Анализ рисков
    3. Разработка
    4. Оценка

    Сразу после того, как первый цикл завершен, начинается второй. Тестирование ПО начинается еще на этапе планирования и длится до стадии оценки. Основным преимуществом спиральное модели является то, что первые результаты тестирования появляется незамедлительно после появления результатов тестов на третьем этапе каждого цикла, что помогает гарантировать корректную оценку качества. Тем не менее, важно помнить о том, что эта модель может быть довольно затратной и не подходит для маленьких проектов.

    Несмотря на то, что эта модель является довольно старой, она остается полезной как для тестирования, так и для разработки. Более того, главная цель многих методологий тестирования ПО, включая спиральную модель, изменилась в последнее время. Мы используем их не только для поиска дефектов в приложениях, но также и для выяснения причин, их вызвавших. Такой подход помогает разработчикам работать более эффективно и быстро устранять ошибки.

    Читайте подробнее o спиральной модели в предыдущем блог посте .

    Agile

    Методология гибкой (Agile) разработки и тестирование ПО может быть описана как набор подходов, ориентированных на использование интерактивной разработки, динамического формирования требований и обеспечения их осуществления как результата постоянного взаимодействия внутри самоорганизующейся рабочей группы. Большинство гибких методологий разработки ПО нацелены на минимизацию рисков посредством разработки в рамках коротких итераций. Одним из главных принципов этой гибкой стратегии является возможность быстрого реагирования на возможные изменения, нежели стремление положиться на долгосрочное планирование.

    Узнайте больше об Agile (прим. — статья на английском языке) .

    Экстремальное программирование (XP, Extreme Programming)

    Экстремальное программирование является одним их примеров гибкой разработки ПО. Отличительной особенностью этой методологии является “парное программирование”, ситуация, когда один разработчик работает над кодом, в то время как его коллега постоянно проводит обзор написанного кода. Процесс тестирования ПО является довольно важным, поскольку начинается даже раньше, чем написана первая строка кода. Каждый модуль приложения должен иметь юнит-тест, чтобы большинство ошибок могло быть исправлено на стадии написания кода. Другим отличительным свойством является то, что тест определяет код, а не наоборот. Это значит, что определенная часть кода может быть признана завершенной только в том случае, если все тесты пройдены успешно. В противном случае, код отклоняется.

    Главными достоинствами такой методологии являются постоянное тестирование и короткие релизы, что помогает обеспечить высокое качество кода.

    Scrum

    Scrum — Часть методологии Agile, итеративный инкрементный фреймворк, созданный для управления процессом разработки ПО. Согласно принципам Scrum, команда тестировщиков должна участвовать в следующих этапах:

    • Участие в Scrum планировании
    • Поддержка в юнит-тестировании
    • Тестирование пользовательских историй
    • Сотрудничество с заказчиком и владельцем продукта для определения критериев приемлемости
    • Предоставление автоматического тестировании

    Более того, участники QA-отдела должны присутствовать на всех ежедневных собраниях, как и другие члены команды, чтобы обсудить, что было протестировано и сделано вчера, что будет протестировано сегодня, а также общий прогресс тестирования.

    В то же время принципы Agile методологии в Scrum к появлению специфических особенностей:

    • Оценка усилий, необходимых для каждой пользовательской истории является обязательной
    • Тестировщик должен быть внимательным к требованиям, поскольку они могут постоянно изменяться
    • Риск регрессии возрастает вместе с частыми изменениями в коде
    • Одновременность планирования и выполнения тестов
    • Недопонимание между членами команды в случае если требования заказчика не до конца ясны

    Узнайте больше о методологии Scrum из предыдущей статьи .

    Заключение

    В заключение важно отметить, что сегодня практика использования той или иной методологии тестирования ПО подразумевает мультиверсальный подход. Иными словами, не стоит рассчитывать на то, что какая-то одна методология окажется подходящей для всех типов проектов. Выбор одной из них зависит от большого числа аспектов, таких как тип проекта, требования заказчика, поставленные сроки, а также многих других. С точки зрения тестирования ПО, для некоторых методологий характерно приступать к тестированию на ранних этапах разработки, в то время как при работе с другими принято ожидать до тех пор, пока система не готова полностью.

    Если вам нужна помощь с разработкой программного обеспечения или тестированием, выделенная команда разработчиков и QA инженеров готова к работе.

    Gennadii_M 17 марта 2016 в 14:52

    Тестирование. Фундаментальная теория

    • Тестирование IT-систем
    • Tutorial

    Недавно был на собеседовании на Middle QA на проект, который явно превышает мои возможности. Уделил много времени тому, чего не знал вообще и мало времени повторению простой теории, а зря.

    Ниже основы основ для повторения перед собеседованием для Trainee and Junior: определение тестирования, качество , верификация / валидация , цели, этапы, тест план, пункты тест плана, тест дизайн, техники тест дизайна, traceability matrix , test case, чек-лист, дефект, error/deffect/failure , баг репорт, severity vs priority, уровни тестирования, виды / типы, подходы к интеграционному тестированию , принципы тестирования, статическое и динамическое тестирование, исследовательское / ad-hoc тестирование, требования, жизненный цикл бага, стадии разработки ПО, decision table, qa/qc/test engineer, диаграмма связей.

    Все замечания, корректировки и дополнения очень приветствуются.

    Тестирование программного обеспечения - проверка соответствия между реальным и ожидаемым поведением программы, осуществляемая на конечном наборе тестов, выбранном определенным образом. В более широком смысле, тестирование - это одна из техник контроля качества, включающая в себя активности по планированию работ (Test Management), проектированию тестов (Test Design), выполнению тестирования (Test Execution) и анализу полученных результатов (Test Analysis).

    Качество программного обеспечения (Software Quality) - это совокупность характеристик программного обеспечения, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

    Верификация (verification) - это процесс оценки системы или её компонентов с целью определения удовлетворяют ли результаты текущего этапа разработки условиям, сформированным в начале этого этапа. Т.е. выполняются ли наши цели, сроки, задачи по разработке проекта, определенные в начале текущей фазы.
    Валидация (validation) - это определение соответствия разрабатываемого ПО ожиданиям и потребностям пользователя, требованиям к системе .
    Также можно встретить иную интерпритацию:
    Процесс оценки соответствия продукта явным требованиям (спецификациям) и есть верификация (verification), в то же время оценка соответствия продукта ожиданиям и требованиям пользователей - есть валидация (validation). Также часто можно встретить следующее определение этих понятий:
    Validation - ’is this the right specification?’.
    Verification - ’is the system correct to specification?’.

    Цели тестирования
    Повысить вероятность того, что приложение, предназначенное для тестирования, будет работать правильно при любых обстоятельствах.
    Повысить вероятность того, что приложение, предназначенное для тестирования, будет соответствовать всем описанным требованиям.
    Предоставление актуальной информации о состоянии продукта на данный момент.

    Этапы тестирования:
    1. Анализ продукта
    2. Работа с требованиями
    3. Разработка стратегии тестирования
    и планирование процедур контроля качества
    4. Создание тестовой документации
    5. Тестирование прототипа
    6. Основное тестирование
    7. Стабилизация
    8. Эксплуатация

    Тест план (Test Plan) - это документ, описывающий весь объем работ по тестированию, начиная с описания объекта, стратегии, расписания, критериев начала и окончания тестирования, до необходимого в процессе работы оборудования, специальных знаний, а также оценки рисков с вариантами их разрешения.
    Отвечает на вопросы:
    Что надо тестировать?
    Что будете тестировать?
    Как будете тестировать?
    Когда будете тестировать?
    Критерии начала тестирования.
    Критерии окончания тестирования.

    Основные пункты тест плана
    В стандарте IEEE 829 перечислены пункты, из которых должен (пусть - может) состоять тест-план:
    a) Test plan identifier;
    b) Introduction;
    c) Test items;
    d) Features to be tested;
    e) Features not to be tested;
    f) Approach;
    g) Item pass/fail criteria;
    h) Suspension criteria and resumption requirements;
    i) Test deliverables;
    j) Testing tasks;
    k) Environmental needs;
    l) Responsibilities;
    m) Staffing and training needs;
    n) Schedule;
    o) Risks and contingencies;
    p) Approvals.

    Тест дизайн – это этап процесса тестирования ПО, на котором проектируются и создаются тестовые сценарии (тест кейсы), в соответствии с определёнными ранее критериями качества и целями тестирования.
    Роли, ответственные за тест дизайн:
    Тест аналитик - определяет «ЧТО тестировать?»
    Тест дизайнер - определяет «КАК тестировать?»

    Техники тест дизайна

    Эквивалентное Разделение (Equivalence Partitioning - EP) . Как пример, у вас есть диапазон допустимых значений от 1 до 10, вы должны выбрать одно верное значение внутри интервала, скажем, 5, и одно неверное значение вне интервала - 0.

    Анализ Граничных Значений (Boundary Value Analysis - BVA). Если взять пример выше, в качестве значений для позитивного тестирования выберем минимальную и максимальную границы (1 и 10), и значения больше и меньше границ (0 и 11). Анализ Граничный значений может быть применен к полям, записям, файлам, или к любого рода сущностям имеющим ограничения.

    Причина / Следствие (Cause/Effect - CE). Это, как правило, ввод комбинаций условий (причин), для получения ответа от системы (Следствие). Например, вы проверяете возможность добавлять клиента, используя определенную экранную форму. Для этого вам необходимо будет ввести несколько полей, таких как «Имя», «Адрес», «Номер Телефона» а затем, нажать кнопку «Добавить» - это «Причина». После нажатия кнопки «Добавить», система добавляет клиента в базу данных и показывает его номер на экране - это «Следствие».

    Предугадывание ошибки (Error Guessing - EG). Это когда тестировщик использует свои знания системы и способность к интерпретации спецификации на предмет того, чтобы «предугадать» при каких входных условиях система может выдать ошибку. Например, спецификация говорит: «пользователь должен ввести код». Тестировщик будет думать: «Что, если я не введу код?», «Что, если я введу неправильный код? », и так далее. Это и есть предугадывание ошибки.

    Исчерпывающее тестирование (Exhaustive Testing - ET) - это крайний случай. В пределах этой техники вы должны проверить все возможные комбинации входных значений, и в принципе, это должно найти все проблемы. На практике применение этого метода не представляется возможным, из-за огромного количества входных значений.

    Попарное тестирование (Pairwise Testing) - это техника формирования наборов тестовых данных. Сформулировать суть можно, например, вот так: формирование таких наборов данных, в которых каждое тестируемое значение каждого из проверяемых параметров хотя бы единожды сочетается с каждым тестируемым значением всех остальных проверяемых параметров.

    Допустим, какое-то значений (налог) для человека рассчитывается на основании его пола, возраста и наличия детей - получаем три входных параметра, для каждого из которых для тестов выбираем каким-то образом значения. Например: пол - мужской или женский; возраст - до 25, от 25 до 60, более 60; наличие детей - да или нет. Для проверки правильности расчётов можно, конечно, перебрать все комбинации значений всех параметров:

    пол возраст дети
    1 мужчина до 25 детей нет
    2 женщина до 25 детей нет
    3 мужчина 25-60 детей нет
    4 женщина 25-60 детей нет
    5 мужчина старше 60 детей нет
    6 женщина старше 60 детей нет
    7 мужчина до 25 дети есть
    8 женщина до 25 дети есть
    9 мужчина 25-60 дети есть
    10 женщина 25-60 дети есть
    11 мужчина старше 60 дети есть
    12 женщина старше 60 дети есть

    А можно решить, что нам не нужны сочетания значений всех параметров со всеми, а мы хотим только убедиться, что мы проверим все уникальные пары значений параметров. Т.е., например, с точки зрения параметров пола и возраста мы хотим убедиться, что мы точно проверим мужчину до 25, мужчину между 25 и 60, мужчину после 60, а также женщину до 25, женщину между 25 и 60, ну и женщину после 60. И точно так же для всех остальных пар параметров. И таким образом, мы можем получить гораздо меньше наборов значений (в них есть все пары значений, правда некоторые дважды):

    пол возраст дети
    1 мужчина до 25 детей нет
    2 женщина до 25 дети есть
    3 мужчина 25-60 дети есть
    4 женщина 25-60 детей нет
    5 мужчина старше 60 детей нет
    6 женщина старше 60 дети есть

    Такой подход примерно и составляет суть техники pairwise testing - мы не проверяем все сочетания всех значений, но проверяем все пары значений.

    Traceability matrix - Матрица соответствия требований - это двумерная таблица, содержащая соответсвие функциональных требований (functional requirements) продукта и подготовленных тестовых сценариев (test cases). В заголовках колонок таблицы расположены требования, а в заголовках строк - тестовые сценарии. На пересечении - отметка, означающая, что требование текущей колонки покрыто тестовым сценарием текущей строки.
    Матрица соответсвия требований используется QA-инженерами для валидации покрытия продукта тестами. МСТ является неотъемлемой частью тест-плана.

    Тестовый сценарий (Test Case) - это артефакт, описывающий совокупность шагов, конкретных условий и параметров, необходимых для проверки реализации тестируемой функции или её части.
    Пример:
    Action Expected Result Test Result
    (passed/failed/blocked)
    Open page «login» Login page is opened Passed

    Каждый тест кейс должен иметь 3 части:
    PreConditions Список действий, которые приводят систему к состоянию пригодному для проведения основной проверки. Либо список условий, выполнение которых говорит о том, что система находится в пригодном для проведения основного теста состояния.
    Test Case Description Список действий, переводящих систему из одного состояния в другое, для получения результата, на основании которого можно сделать вывод о удовлетворении реализации, поставленным требованиям
    PostConditions Список действий, переводящих систему в первоначальное состояние (состояние до проведения теста - initial state)
    Виды Тестовых Сценариев:
    Тест кейсы разделяются по ожидаемому результату на позитивные и негативные:
    Позитивный тест кейс использует только корректные данные и проверяет, что приложение правильно выполнило вызываемую функцию.
    Негативный тест кейс оперирует как корректными так и некорректными данными (минимум 1 некорректный параметр) и ставит целью проверку исключительных ситуаций (срабатывание валидаторов), а также проверяет, что вызываемая приложением функция не выполняется при срабатывании валидатора.

    Чек-лист (check list) - это документ, описывающий что должно быть протестировано. При этом чек-лист может быть абсолютно разного уровня детализации. На сколько детальным будет чек-лист зависит от требований к отчетности, уровня знания продукта сотрудниками и сложности продукта.
    Как правило, чек-лист содержит только действия (шаги), без ожидаемого результата. Чек-лист менее формализован чем тестовый сценарий. Его уместно использовать тогда, когда тестовые сценарии будут избыточны. Также чек-лист ассоциируются с гибкими подходами в тестировании.

    Дефект (он же баг) – это несоответствие фактического результата выполнения программы ожидаемому результату. Дефекты обнаруживаются на этапе тестирования программного обеспечения (ПО), когда тестировщик проводит сравнение полученных результатов работы программы (компонента или дизайна) с ожидаемым результатом, описанным в спецификации требований.

    Error - ошибка пользователя, то есть он пытается использовать программу иным способом.
    Пример - вводит буквы в поля, где требуется вводить цифры (возраст, количество товара и т.п.).
    В качественной программе предусмотрены такие ситуации и выдаются сообщение об ошибке (error message), с красным крестиком которые.
    Bug (defect) - ошибка программиста (или дизайнера или ещё кого, кто принимает участие в разработке), то есть когда в программе, что-то идёт не так как планировалось и программа выходит из-под контроля. Например, когда никак не контроллируется ввод пользователя, в результате неверные данные вызывают краши или иные «радости» в работе программы. Либо внутри программа построена так, что изначально не соответствует тому, что от неё ожидается.
    Failure - сбой (причём не обязательно аппаратный) в работе компонента, всей программы или системы. То есть, существуют такие дефекты, которые приводят к сбоям (A defect caused the failure) и существуют такие, которые не приводят. UI-дефекты например. Но аппаратный сбой, никак не связанный с software, тоже является failure.

    Баг Репорт (Bug Report) - это документ, описывающий ситуацию или последовательность действий приведшую к некорректной работе объекта тестирования, с указанием причин и ожидаемого результата.
    Шапка
    Короткое описание (Summary) Короткое описание проблемы, явно указывающее на причину и тип ошибочной ситуации.
    Проект (Project) Название тестируемого проекта
    Компонент приложения (Component) Название части или функции тестируемого продукта
    Номер версии (Version) Версия на которой была найдена ошибка
    Серьезность (Severity) Наиболее распространена пятиуровневая система градации серьезности дефекта:
    S1 Блокирующий (Blocker)
    S2 Критический (Critical)
    S3 Значительный (Major)
    S4 Незначительный (Minor)
    S5 Тривиальный (Trivial)
    Приоритет (Priority) Приоритет дефекта:
    P1 Высокий (High)
    P2 Средний (Medium)
    P3 Низкий (Low)
    Статус (Status) Статус бага. Зависит от используемой процедуры и жизненного цикла бага (bug workflow and life cycle)

    Автор (Author) Создатель баг репорта
    Назначен на (Assigned To) Имя сотрудника, назначенного на решение проблемы
    Окружение
    ОС / Сервис Пак и т.д. / Браузера + версия /… Информация об окружении, на котором был найден баг: операционная система, сервис пак, для WEB тестирования - имя и версия браузера и т.д.

    Описание
    Шаги воспроизведения (Steps to Reproduce) Шаги, по которым можно легко воспроизвести ситуацию, приведшую к ошибке.
    Фактический Результат (Result) Результат, полученный после прохождения шагов к воспроизведению
    Ожидаемый результат (Expected Result) Ожидаемый правильный результат
    Дополнения
    Прикрепленный файл (Attachment) Файл с логами, скриншот или любой другой документ, который может помочь прояснить причину ошибки или указать на способ решения проблемы

    Severity vs Priority
    Серьезность (Severity) - это атрибут, характеризующий влияние дефекта на работоспособность приложения.
    Приоритет (Priority) - это атрибут, указывающий на очередность выполнения задачи или устранения дефекта. Можно сказать, что это инструмент менеджера по планированию работ. Чем выше приоритет, тем быстрее нужно исправить дефект.
    Severity выставляется тестировщиком
    Priority – менеджером, тимлидом или заказчиком

    Градация Серьезности дефекта (Severity)

    S1 Блокирующая (Blocker)
    Блокирующая ошибка, приводящая приложение в нерабочее состояние, в результате которого дальнейшая работа с тестируемой системой или ее ключевыми функциями становится невозможна. Решение проблемы необходимо для дальнейшего функционирования системы.

    S2 Критическая (Critical)
    Критическая ошибка, неправильно работающая ключевая бизнес логика, дыра в системе безопасности, проблема, приведшая к временному падению сервера или приводящая в нерабочее состояние некоторую часть системы, без возможности решения проблемы, используя другие входные точки. Решение проблемы необходимо для дальнейшей работы с ключевыми функциями тестируемой системой.

    S3 Значительная (Major)
    Значительная ошибка, часть основной бизнес логики работает некорректно. Ошибка не критична или есть возможность для работы с тестируемой функцией, используя другие входные точки.

    S4 Незначительная (Minor)
    Незначительная ошибка, не нарушающая бизнес логику тестируемой части приложения, очевидная проблема пользовательского интерфейса.

    S5 Тривиальная (Trivial)
    Тривиальная ошибка, не касающаяся бизнес логики приложения, плохо воспроизводимая проблема, малозаметная посредствам пользовательского интерфейса, проблема сторонних библиотек или сервисов, проблема, не оказывающая никакого влияния на общее качество продукта.

    Градация Приоритета дефекта (Priority)
    P1 Высокий (High)
    Ошибка должна быть исправлена как можно быстрее, т.к. ее наличие является критической для проекта.
    P2 Средний (Medium)
    Ошибка должна быть исправлена, ее наличие не является критичной, но требует обязательного решения.
    P3 Низкий (Low)
    Ошибка должна быть исправлена, ее наличие не является критичной, и не требует срочного решения.

    Уровни Тестирования

    1. Модульное тестирование (Unit Testing)
    Компонентное (модульное) тестирование проверяет функциональность и ищет дефекты в частях приложения, которые доступны и могут быть протестированы по-отдельности (модули программ, объекты, классы, функции и т.д.).

    2. Интеграционное тестирование (Integration Testing)
    Проверяется взаимодействие между компонентами системы после проведения компонентного тестирования.

    3. Системное тестирование (System Testing)
    Основной задачей системного тестирования является проверка как функциональных, так и не функциональных требований в системе в целом. При этом выявляются дефекты, такие как неверное использование ресурсов системы, непредусмотренные комбинации данных пользовательского уровня, несовместимость с окружением, непредусмотренные сценарии использования, отсутствующая или неверная функциональность, неудобство использования и т.д.

    4. Операционное тестирование (Release Testing).
    Даже если система удовлетворяет всем требованиям, важно убедиться в том, что она удовлетворяет нуждам пользователя и выполняет свою роль в среде своей эксплуатации, как это было определено в бизнес моделе системы. Следует учесть, что и бизнес модель может содержать ошибки. Поэтому так важно провести операционное тестирование как финальный шаг валидации. Кроме этого, тестирование в среде эксплуатации позволяет выявить и нефункциональные проблемы, такие как: конфликт с другими системами, смежными в области бизнеса или в программных и электронных окружениях; недостаточная производительность системы в среде эксплуатации и др. Очевидно, что нахождение подобных вещей на стадии внедрения - критичная и дорогостоящая проблема. Поэтому так важно проведение не только верификации, но и валидации, с самых ранних этапов разработки ПО.

    5. Приемочное тестирование (Acceptance Testing)
    Формальный процесс тестирования, который проверяет соответствие системы требованиям и проводится с целью:
    определения удовлетворяет ли система приемочным критериям;
    вынесения решения заказчиком или другим уполномоченным лицом принимается приложение или нет.

    Виды / типы тестирования

    Функциональные виды тестирования

    Функциональное тестирование (Functional testing)
    Тестирование пользовательского интерфейса (GUI Testing)
    Тестирование безопасности (Security and Access Control Testing)
    Тестирование взаимодействия (Interoperability Testing)

    Нефункциональные виды тестирования

    Все виды тестирования производительности:
    o нагрузочное тестирование (Performance and Load Testing)
    o стрессовое тестирование (Stress Testing)
    o тестирование стабильности или надежности (Stability / Reliability Testing)
    o объемное тестирование (Volume Testing)
    Тестирование установки (Installation testing)
    Тестирование удобства пользования (Usability Testing)
    Тестирование на отказ и восстановление (Failover and Recovery Testing)
    Конфигурационное тестирование (Configuration Testing)

    Связанные с изменениями виды тестирования

    Дымовое тестирование (Smoke Testing)
    Регрессионное тестирование (Regression Testing)
    Повторное тестирование (Re-testing)
    Тестирование сборки (Build Verification Test)
    Санитарное тестирование или проверка согласованности/исправности (Sanity Testing)

    Функциональное тестирование рассматривает заранее указанное поведение и основывается на анализе спецификаций функциональности компонента или системы в целом.

    Тестирование пользовательского интерфейса (GUI Testing) - функциональная проверка интерфейса на соответствие требованиям - размер, шрифт, цвет, consistent behavior.

    Тестирование безопасности - это стратегия тестирования, используемая для проверки безопасности системы, а также для анализа рисков, связанных с обеспечением целостного подхода к защите приложения, атак хакеров, вирусов, несанкционированного доступа к конфиденциальным данным.

    Тестирование взаимодействия (Interoperability Testing) – это функциональное тестирование, проверяющее способность приложения взаимодействовать с одним и более компонентами или системами и включающее в себя тестирование совместимости (compatibility testing) и интеграционное тестирование

    Нагрузочное тестирование - это автоматизированное тестирование, имитирующее работу определенного количества бизнес пользователей на каком-либо общем (разделяемом ими) ресурсе.

    Стрессовое тестирование (Stress Testing) позволяет проверить насколько приложение и система в целом работоспособны в условиях стресса и также оценить способность системы к регенерации, т.е. к возвращению к нормальному состоянию после прекращения воздействия стресса. Стрессом в данном контексте может быть повышение интенсивности выполнения операций до очень высоких значений или аварийное изменение конфигурации сервера. Также одной из задач при стрессовом тестировании может быть оценка деградации производительности, таким образом цели стрессового тестирования могут пересекаться с целями тестирования производительности.

    Объемное тестирование (Volume Testing). Задачей объемного тестирования является получение оценки производительности при увеличении объемов данных в базе данных приложения

    Тестирование стабильности или надежности (Stability / Reliability Testing). Задачей тестирования стабильности (надежности) является проверка работоспособности приложения при длительном (многочасовом) тестировании со средним уровнем нагрузки.

    Тестирование установки направленно на проверку успешной инсталляции и настройки, а также обновления или удаления программного обеспечения.

    Тестирование удобства пользования - это метод тестирования, направленный на установление степени удобства использования, обучаемости, понятности и привлекательности для пользователей разрабатываемого продукта в контексте заданных условий. Сюда также входит:
    User eXperience (UX) - ощущение, испытываемое пользователем во время использования цифрового продукта, в то время как User interface - это инструмент, позволяющий осуществлять интеракцию «пользователь - веб-ресурс».

    Тестирование на отказ и восстановление (Failover and Recovery Testing) проверяет тестируемый продукт с точки зрения способности противостоять и успешно восстанавливаться после возможных сбоев, возникших в связи с ошибками программного обеспечения, отказами оборудования или проблемами связи (например, отказ сети). Целью данного вида тестирования является проверка систем восстановления (или дублирующих основной функционал систем), которые, в случае возникновения сбоев, обеспечат сохранность и целостность данных тестируемого продукта.

    Конфигурационное тестирование (Configuration Testing) - специальный вид тестирования, направленный на проверку работы программного обеспечения при различных конфигурациях системы (заявленных платформах, поддерживаемых драйверах, при различных конфигурациях компьютеров и т.д.)

    Дымовое (Smoke) тестирование рассматривается как короткий цикл тестов, выполняемый для подтверждения того, что после сборки кода (нового или исправленного) устанавливаемое приложение, стартует и выполняет основные функции.

    Регрессионное тестирование - это вид тестирования направленный на проверку изменений, сделанных в приложении или окружающей среде (починка дефекта, слияние кода, миграция на другую операционную систему, базу данных, веб сервер или сервер приложения), для подтверждения того факта, что существующая ранее функциональность работает как и прежде. Регрессионными могут быть как функциональные, так и нефункциональные тесты.

    Повторное тестирование - тестирование, во время которого исполняются тестовые сценарии, выявившие ошибки во время последнего запуска, для подтверждения успешности исправления этих ошибок.
    В чем разница между regression testing и re-testing?
    Re-testing - проверяется исправление багов
    Regression testing - проверяется то, что исправление багов, а также любые изменения в коде приложения, не повлияли на другие модули ПО и не вызвало новых багов.

    Тестирование сборки или Build Verification Test - тестирование направленное на определение соответствия, выпущенной версии, критериям качества для начала тестирования. По своим целям является аналогом Дымового Тестирования, направленного на приемку новой версии в дальнейшее тестирование или эксплуатацию. Вглубь оно может проникать дальше, в зависимости от требований к качеству выпущенной версии.

    Санитарное тестирование - это узконаправленное тестирование достаточное для доказательства того, что конкретная функция работает согласно заявленным в спецификации требованиям. Является подмножеством регрессионного тестирования. Используется для определения работоспособности определенной части приложения после изменений произведенных в ней или окружающей среде. Обычно выполняется вручную.

    Подходы к интеграционному тестированию:
    Снизу вверх (Bottom Up Integration)
    Все низкоуровневые модули, процедуры или функции собираются воедино и затем тестируются. После чего собирается следующий уровень модулей для проведения интеграционного тестирования. Данный подход считается полезным, если все или практически все модули, разрабатываемого уровня, готовы. Также данный подход помогает определить по результатам тестирования уровень готовности приложения.
    Сверху вниз (Top Down Integration)
    Вначале тестируются все высокоуровневые модули, и постепенно один за другим добавляются низкоуровневые. Все модули более низкого уровня симулируются заглушками с аналогичной функциональностью, затем по мере готовности они заменяются реальными активными компонентами. Таким образом мы проводим тестирование сверху вниз.
    Большой взрыв («Big Bang» Integration)
    Все или практически все разработанные модули собираются вместе в виде законченной системы или ее основной части, и затем проводится интеграционное тестирование. Такой подход очень хорош для сохранения времени. Однако если тест кейсы и их результаты записаны не верно, то сам процесс интеграции сильно осложнится, что станет преградой для команды тестирования при достижении основной цели интеграционного тестирования.

    Принципы тестирования

    Принцип 1 – Тестирование демонстрирует наличие дефектов (Testing shows presence of defects)
    Тестирование может показать, что дефекты присутствуют, но не может доказать, что их нет. Тестирование снижает вероятность наличия дефектов, находящихся в программном обеспечении, но, даже если дефекты не были обнаружены, это не доказывает его корректности.

    Принцип 2 – Исчерпывающее тестирование недостижимо (Exhaustive testing is impossible)
    Полное тестирование с использованием всех комбинаций вводов и предусловий физически невыполнимо, за исключением тривиальных случаев. Вместо исчерпывающего тестирования должны использоваться анализ рисков и расстановка приоритетов, чтобы более точно сфокусировать усилия по тестированию.

    Принцип 3 – Раннее тестирование (Early testing)
    Чтобы найти дефекты как можно раньше, активности по тестированию должны быть начаты как можно раньше в жизненном цикле разработки программного обеспечения или системы, и должны быть сфокусированы на определенных целях.

    Принцип 4 – Скопление дефектов (Defects clustering)
    Усилия тестирования должны быть сосредоточены пропорционально ожидаемой, а позже реальной плотности дефектов по модулям. Как правило, большая часть дефектов, обнаруженных при тестировании или повлекших за собой основное количество сбоев системы, содержится в небольшом количестве модулей.

    Принцип 5 – Парадокс пестицида (Pesticide paradox)
    Если одни и те же тесты будут прогоняться много раз, в конечном счете этот набор тестовых сценариев больше не будет находить новых дефектов. Чтобы преодолеть этот “парадокс пестицида”, тестовые сценарии должны регулярно рецензироваться и корректироваться, новые тесты должны быть разносторонними, чтобы охватить все компоненты программного обеспечения,
    или системы, и найти как можно больше дефектов.

    Принцип 6 – Тестирование зависит от контекста (Testing is concept depending)
    Тестирование выполняется по-разному в зависимости от контекста. Например, программное обеспечение, в котором критически важна безопасность, тестируется иначе, чем сайт электронной коммерции.
    Принцип 7 – Заблуждение об отсутствии ошибок (Absence-of-errors fallacy)
    Обнаружение и исправление дефектов не помогут, если созданная система не подходит пользователю и не удовлетворяет его ожиданиям и потребностям.

    Cтатическое и динамическое тестирование
    Статическое тестирование отличается от динамического тем, что производится без запуска программного кода продукта. Тестирование осуществляется путем анализа программного кода (code review) или скомпилированного кода. Анализ может производиться как вручную, так и с помощью специальных инструментальных средств. Целью анализа является раннее выявление ошибок и потенциальных проблем в продукте. Также к статическому тестированию относится тестирования спецификации и прочей документации.

    Исследовательское / ad-hoc тестирование
    Простейшее определение исследовательского тестирования - это разработка и выполнения тестов в одно и то же время. Что является противоположностью сценарного подхода (с его предопределенными процедурами тестирования, неважно ручными или автоматизированными). Исследовательские тесты, в отличие от сценарных тестов, не определены заранее и не выполняются в точном соответствии с планом.

    Разница между ad hoc и exploratory testing в том, что теоретически, ad hoc может провести кто угодно, а для проведения exploratory необходимо мастерство и владение определенными техниками. Обратите внимание, что определенные техники это не только техники тестирования.

    Требования – это спецификация (описание) того, что должно быть реализовано.
    Требования описывают то, что необходимо реализовать, без детализации технической стороны решения. Что, а не как.

    Требования к требованиям:
    Корректность
    Недвусмысленность
    Полнота набора требований
    Непротиворечивость набора требований
    Проверяемость (тестопригодность)
    Трассируемость
    Понимаемость

    Жизненный цикл бага

    Стадии разработки ПО - это этапы, которые проходят команды разработчиков ПО, прежде чем программа станет доступной для широко круга пользователей. Разработка ПО начинается с первоначального этапа разработки (стадия «пре-альфа») и продолжается стадиями, на которых продукт дорабатывается и модернизируется. Финальным этапом этого процесса становится выпуск на рынок окончательной версии программного обеспечения («общедоступного релиза»).

    Программный продукт проходит следующие стадии:
    анализ требований к проекту;
    проектирование;
    реализация;
    тестирование продукта;
    внедрение и поддержка.

    Каждой стадии разработки ПО присваивается определенный порядковый номер. Также каждый этап имеет свое собственное название, которое характеризует готовность продукта на этой стадии.

    Жизненный цикл разработки ПО:
    Пре-альфа
    Альфа
    Бета
    Релиз-кандидат
    Релиз
    Пост-релиз

    Таблица принятия решений (decision table) – великолепный инструмент для упорядочения сложных бизнес требований, которые должны быть реализованы в продукте. В таблицах решений представлен набор условий, одновременное выполнение которых должно привести к определенному действию.

    Ваша цель как системного администратора
    состоит во внедрении эффективных стратегий для
    максимизации своих компьютерных ресурсов.


    Д. Гантер, С. Барнет, Л. Гантер.
    Интеграция Windows NT и Unix

    Специалистам в области IT приходится не только знакомиться с многочисленными тестированиями, публикуемыми в компьютерной прессе, но и самим разрабатывать процедуры испытаний, необходимые и при выборе поставщика, и при создании собственного решения. Поэтому попытаемся ответить на вопросы, возникающие в многотрудном процессе тестирования, особенно когда это касается таких сложных систем, как серверы .

    Что и зачем тестируется

    Часто в компьютерной периодике встречаются разного рода обзоры программ, аппаратных средств и решений. Особый интерес, как правило, представляют сравнительные обзоры функционально однородных продуктов, где приводятся результаты тестирования. Считается, что эти развернутые таблицы помогают пользователю, администратору и IT-профессионалу как минимум быть в курсе происходящего в данной области и даже определиться с выбором продукта.

    Итак, какие факторы учитываются в таких случаях, что является объектом исследований и какого рода испытания наиболее популярны?

    Критерии тестирования обычно таковы:

    • функциональные возможности продукта;
    • простота освоения;
    • легкость установки;
    • качество документации и поддержки;
    • производительность;
    • для аппаратуры иногда учитывается конструктивное исполнение.

    Встречаются и весьма двусмысленные критерии. Не так давно в одном из обзоров Web-серверов при выставлении общей оценки в качестве положительного фактора рассматривалась "высокая степень интеграции с операционной системой". Но если сбой приложения вызывает сбой операционной системы (вероятность чего пропорциональна степени интегрированности) — то такое ли уж это преимущество?

    Равна ли сотня кроликов одному тигру?

    Отдельно хотелось бы остановиться на соотношении цена/производительность, типичном при оценке аппаратных средств. На первый взгляд, это действительно единственный объективный критерий, связывающий технические характеристики исследуемой системы с кошельком потребителя. Однако и здесь не все так просто, как кажется. Дело в том, что вышеупомянутый подход срабатывает лишь на момент покупки и не учитывает ни цену владения, ни сохранность инвестиций в оборудование или ПО, ни возможность дальнейшей модернизации.

    Типичный пример — сравнение старших моделей систем на процессорах Intel с младшими в линии RISC-платформ. Да, действительно, в заданном ценовом диапазоне машины с Intel-архитектурой сопоставимы или, в некоторых случаях, даже превосходят RISC-системы. Однако то, что является потолком для одних платформ, — лишь начальный уровень для других и т. д.

    Выводы: относитесь критически к критериям, по которым оценивается продукт, — у вас и у тестеров могут оказаться разные вкусы. Попробуйте сказать приверженцам Unix, что ради удобства графического интерфейса конфигурирования системы стоит смириться с необходимостью перезагрузки после изменения IP-параметров. Что же касается компактности исполнения системного блока, то это хорошо до тех пор, пока вам не понадобится вставить в slim-корпус дополнительный винчестер.

    Одним словом — переосмысливайте результаты тестов в соответствии со своими нуждами.

    Специфика тестирования серверов

    Если компьютер не включается — он неисправен.
    Если не выключается — он сервер.
    Народная примета

    На наш взгляд, одно из фундаментальных требований к серверам — надежность. Производительность, конечно, тоже важна, поскольку она влияет на время отклика системы — важнейшую с точки зрения пользователя характеристику, но доступность сервиса определяется именно надежностью. Своевременность его предоставления, актуальность и целостность информации также зависят от надежности.

    Кроме того, следует учитывать, что специализированные, т. е. обеспечивающие только один сервис, серверы пока являются скорее исключением, чем правилом. Обычно один такой компьютер совмещает ряд функций — например, сервер приложений может служить также и файл-сервером, сервером печати, контроллером службы резервного копирования и т. д. Для коммуникационных серверов типична работа с несколькими протоколами прикладного уровня, каждый из которых обслуживается собственным "демоном".

    И наконец, характерной особенностью функционирования серверов является наличие пиковых нагрузок. Причины их появления могут быть самыми разными — от начала рабочего дня в большой организации (особенно если все пользователи приходят на работу вовремя) до восстановления "упавшего" соединения у поставщика услуг Internet, когда на коммуникационные серверы обрушиваются накопившаяся почта и группы новостей.

    Эти факторы, т. е. требование к повышенной надежности в условиях обеспечения множества сервисов и пиковых нагрузок, должны быть ключевыми при определении идеологии тестирования серверов.

    К сожалению, большинство обзоров, публикуемых в компьютерной периодике, посвящено либо сопоставлению производительности разных аппаратных решений на наборе тестовых задач, выполняемых последовательно, либо сравнительному тестированию того или иного сервиса (например, испытание Web-серверов разных производителей). Один из наихудших вариантов такого подхода — когда сравнительный обзор возможностей аналогичных решений называют тестированием только потому, что автор публикации провел инсталляцию и немного "погонял" продукт.

    Условия проведения тестирования

    Для начала немного теории. Гленфорд Майерс в своей работе "Надежность программного обеспечения" приводит несколько "аксиом тестирования". Попробуем, следуя им, рассмотреть, что и как надо тестировать.

    Время от времени в компьютерной прессе появляются сообщения почти спортивного характера: продукт фирмы N показал рекордное быстродействие в тесте M. Насколько информативны тесты, проведенные фирмами-производителями?

    Невозможно тестировать свою собственную программу

    Зачастую тесты пишутся сотрудниками фирмы под конкретный продукт. Притчей во языцех стали тесты производительности процессоров, написанные так, чтобы реализовать преимущества конкретного процессора. Например, размер тестирующей программы подбирается с учетом ее размещения в кэш-памяти и т. д. Часто достаточно тенденциозным является и графическое представление таких результатов.

    Знание особенностей архитектуры приложений и использования ими ресурсов ОС позволяет разработчикам ПО настроить систему таким образом, чтобы получить максимальные результаты для их программы. Совершенно не важно, будет ли другое ПО или сервисы чувствовать себя комфортно при таких установках операционной системы и не произойдет ли "захват ресурсов" испытуемым приложением.

    С таким явлением автор столкнулся, пытаясь настроить Netscape Enterprise Web Server под Solaris (SPARC). Производительность сервера по http-протоколу удалось поднять почти в 6 (!) раз (по данным тестирования с MS InetLoad), однако на комплексном тесте увеличение оказалось трехкратным, в то время как быстродействие POP3-сервера возросло вдвое, News-сервера — осталось неизменным, а SMTP показал в два раза худшие результаты, чем до внесения изменений.

    Кроме того, производители, зная характеристики того или иного тестового набора, могут оптимизировать параметры системы именно под него. Пример тому — Web-страничка Netscape, где приведены рекомендации, как настроить Netscape Enterprise Server для проведения тестирования с помощью SPECweb96 .

    Тестирование проводится для обнаружения ошибок

    В случае серверов и серверного программного обеспечения это значит, что устройство следует заставить работать в максимально неблагоприятном режиме — провести тест на "живучесть". Этого можно достичь проведением тестирования сервера в следующей рабочей конфигурации:

    • все сервисы должны быть запущены;
    • все сервисы должны тестироваться одновременно (комплексный тест);
    • к каждому из сервисов направляется поток запросов, имитирующий типичную активность пользователей;
    • эта активность должна в процессе теста периодически возрастать до тех пор, пока по меньшей мере один сервис не перестанет справляться с обработкой запросов.

    Здесь уместны два примечания:

    1. Модель поведения пользователя.

    По отношению к пользователям администратор должен быть пессимистом. Соответственно должно строиться и тестирование "на выживание".

    Предусмотрите максимальное количество действий, совершить которые вам в нормальном состоянии просто не пришло бы в голову. Прикиньте (или проверьте), нормально ли будет функционировать система в данной ситуации. И что не менее важно, получит ли пользователь от нее вразумительное сообщение о том, что так делать больше не стоит и почему.

    2. Сервис перестал справляться с обработкой запросов: возможные варианты.

    По степени серьезности такие отказы можно разделить на 4 группы:

    • снижение производительности — сервис не успевает провести обработку, но отвечает корректно (возвращает соответствующий код ошибки — "Too many connections" и т. п.);
    • аварийное завершение работы сервиса, не влекущее за собой негативных последствий для системы: соответствующая программа завершила работу, выгружена из памяти, системные ресурсы освобождены;
    • аварийное завершение работы сервиса, отрицательно влияющее на производительность системы. Программа либо "висит" в списке процессов, не высвобождая ресурсы, либо в процессе завершения захватывает дополнительные ресурсы;
    • крах системы — в лучшем случае с последующей перезагрузкой, в худшем — с зависанием.

    Готовьте тесты как для правильных, так и для неправильных входных данных

    Эта аксиома детализирует предыдущую с точки зрения входных информационных потоков.

    Как отреагирует система на отправление письма размером несколько десятков мегабайт? Застрянет ли оно в очереди, заблокировав тем самым на неопределенное время вашу почтовую систему (особенно если связь с хостом-получателем регулярно обрывается), или будет уничтожено, а пользователь уведомлен о недопустимости таких действий?

    Совет, взятый из той же книги Г. Майерса: "старайтесь, чтобы система не рассердила пользователя, ибо это может привести к некоторым неожиданным ситуациям на входе — правило # 5 минимизации ошибок пользователя в диалоговых системах. Быть пессимистом — не значит быть мизантропом!".

    А как насчет news-сервера — установлен ли там максимальный размер статьи?

    Может ли кто-то, вознамерившись загрузить половину вашего FTP-сайта, открыть три десятка параллельных ftp-сессий, и если да, то как это повлияет на ваш канал и работу других желающих посетить FTP?

    В качестве примера, подтверждающего корректность такого подхода, можно упомянуть инцидент с ракетным крейсером Yorktown, где ошибка ввода оператора повлекла за собой отказ системы управления двигателями . Или еще один, приведенный самим Майерсом: "Операторы Нью-Йоркской системы диспетчеризации полицейских машин SPRINT в свободное время развлекались тем, что пытались вывести ее из строя, вводя заведомо неправильные сообщения". Это происходило в начале 70-х. Может, с тех пор нравы и смягчились, но это маловероятно.

    Избегайте невоспроизводимых тестов

    В случае тестирования серверов и серверного ПО эта аксиома особенно актуальна. Во-первых, для их тестирования необходимо наличие аппаратно разделенных генераторов нагрузки (Client-Side Load Generators, CSLG) — обычно это группы рабочих станций, выполняющих клиентскую часть теста и обеспечивающих поток запросов на сервер. Во-вторых, на результаты может повлиять состояние сети, соединяющей сервер и CSLG. Кроме того, во многих случаях производительность зависит от предыстории обращений к серверу. Большинство серверных приложений использует кэширование. Скорость обращения к кэш-памяти значительно выше скорости обращения к дисковой подсистеме. Кэш приложения может наполняться вследствие предварительных или отладочных прогонов тест-программ — и соответственно могут меняться результаты. Более того, при комплексном тестировании возможно перекрестное влияние приложений — так, количество обработанных за единицу времени сложных запросов к POP3- или IMAP-серверам зависит от размера почтового спула, который может быть увеличен предыдущим проведением SMTP-теста. И наконец, на производительность влияют настройки операционной системы.

    Во всех приличных обзорах есть раздел "Как проводились испытания". В одних публикациях он более подробен, в других менее — стандарта на описание и протоколирование тестирования, кажется, до сих пор не существует. Прекрасным образцом тому может служить тест SPECweb96 . В этом документе учтена специфика тестирования именно серверного приложения. В отличие от традиционных описаний там есть требования к протоколированию дополнительных настроек операционной системы и исследуемого приложения — то, что обычно лишь вскользь упоминается даже в лучших образцах описаний тестирования.

    Возможно, вы сами придете к осознанию необходимости провести собственное испытание. Такая потребность может возникнуть в следующих случаях:

    • вы планируете расширить вашу сеть, что приведет к повышению нагрузки на размещенные в ней серверы;
    • вы намереваетесь обновить (или сменить) программное обеспечение;
    • вы решили сменить ваш сервер (или серверы) на более производительные;
    • наконец, может быть, вы просто решили выяснить "пределы роста" вашей системы.

    Вашим первым шагом, вероятно, станет изучение опубликованных обзоров. Поэтому для того, чтобы воспользоваться полученными кем-то другим данными, относитесь к ним критически и попытайтесь понять в том числе мотивацию людей, выполнявших это тестирование. А далее все зависит от вас — осознание цели, выбор или написание адекватного набора тестов и корректное проведение самого тестирования. Надеюсь, что изложенные в настоящей статье соображения помогут вам в этом.

    Тестирование – это процесс, позволяющий оценить качество производимого продукта. Качественный программный продукт должен отвечать предъявляемым к нему требованиям как функциональным, так и нефункциональным. ПС должна реализовывать все требуемые ВИ и не иметь дефектов – отличий реально существующих свойств или поведения от требуемых. Кроме того, ПС должна обладать свойствами надежности (должны отсутствовать зависания, аварийные отказы и пр.), безопасности, обеспечивать нужную производительность, быть удобной в эксплуатации, расширяемой и т. д. Таким образом, тестирование представляет собой процесс анализа ПС, направленный на выявление дефектов и на оценку свойств ПC.

    Цели процесса тестирования

    Целью тестирования является оценка качества программного продукта путем

    • Проверки взаимодействия компонентов;
    • Проверки правильности интеграции компонентов;
    • Проверки точности реализации всех требований и выявления дефектов.

    Особенности процесса тестирования в RUP

    Тестирование – это итеративный процесс, выполняемый во всех фазах жизненного цикла. Работа над тестами начинается с самого начального этапа выявления требований к будущему продукту и тесно интегрируется с текущими задачами. На каждую итерацию определяется цель тестирования и методы ее достижения. В конце каждой итерации определяется, насколько эта цель достигнута, нужны ли дополнительные испытания, не следует ли изменить принципы и инструменты тестирования.

    Каждый найденный дефект регистрируется в базе данных проекта с описанием ситуации, в которой он найден. Аналитик определяет, действительно ли это дефект и не является ли он повтором обнаруженного ранее дефекта. Найденному дефекту присваивается приоритет , определяющий важность исправления. Конструктор, ответственный за разработку подсистемы, компоненты или класса, или другой исполнитель, назначенный руководителем, приступает к устранению дефекта. Порядок исправления дефектов регулируется их приоритетами. Тестировщик повторяет выполнение тестов и убеждается (или не убеждается) в устранении дефекта.

    Разработчик тестов отвечает за планирование, разработку и реализацию тестов. Он создает план и модель тестирования, методики испытаний (см. ниже) и выполняет оценку результатов тестирования.

    Тестировщик (испытатель) отвечает за выполнение системного тестирования. В его обязанности входит настройка и выполнение тестов, оценки выполнения теста, восстановление после ошибок, регистрация выявленных дефектов.

    Артефакты

    В процессе тестирования создаются следующие документы:

    План тестирования – документ, определяющий стратегию тестирования в каждой итерации. Он содержит описание целей и задач тестирования в текущей итерации, а также стратегий, которые будут использоваться. В плане указывается, какие потребуются ресурсы, и приводится перечень тестов.

    Модель тестирования – это представление того, что и как будет тестироваться. Модель включает набор контрольных задач, методик испытания, сценариев испытаний и ожидаемых результатов (test cases), тестовых скриптов и описаний взаимодействий тестов.

    • Контрольная задача – набор тестовых данных, условий выполнения тестов и ожидаемых результатов.
    • Методика испытаний – документ, содержащий указания по настройке и выполнению контрольных задач, а также по оценке получаемых результатов.
    • Сценарий тестирования – это упрощенное описание теста, включая исходные данные, условия и последовательности выполнения действий и ожидаемые результаты.
    • Тестовый скрипт является программой, выполняемой при автоматическом тестировании с помощью инструментальных средств тестирования.
    • Описание взаимодействия тестов представляет собой диаграмму последовательностей или коопераций, отражающую упорядоченный во времени поток сообщений между компонентами тестов и объектом тестирования.

    Результаты тестирования и данные, полученные в процессе выполнения тестов.

    Модель рабочей нагрузки используется для моделирования внешних функций, выполняемых конечными пользователями, объемов этих функций и нагрузки, создаваемой этими функциями. Модель предназначается для проведения нагрузочного и/или стрессового тестирования, имитирующего работу системы в реальных условиях.

    Дефекты – это описания обнаруженных при проведении тестирования фактов несоответствия системы предъявляемым требованиям. Они представляют собой вид запросов на внесение изменений.

    Работы по тестированию выполняются в каждой итерации во всех фазах, но цели и задачи в разных фазах проекта существенно различные.

    Фаза вхождения в проект. В этой фазе выполняется подготовка к тестированию. Она включает:

    • Создание плана тестирования, содержащего требования к тестам и стратегии тестирования. Может создаваться единый план для всех видов тестирования (функциональное, нагрузочное и т. д.) или отдельные планы для каждого вида.
    • Анализ объема тестирования.
    • Формулирование критериев качества и завершения тестирования.
    • Установку и подготовки к работе инструментальных средств тестирования.
    • Формулирование требований к проекту разработки ПС, определяемых потребностями тестирования.

    Фаза развития. В итерациях этой фазы начинается построение модели тестирования и связанных с ней артефактов. Поскольку в этой фазе уже присутствует модель ВИ можно начинать проектировать сценарии тестирования. В то же время нецелесообразно выполнение тестов, поскольку обычно в этой фазе еще не существует завершенных фрагментов ПС. Выполняются следующие деятельности:

    • Разработка сценариев тестирования.
    • Создание заготовок тестовых скриптов.
    • Разработка контрольных задач.
    • Разработка методики испытаний.
    • Разработка модели рабочей нагрузки.

    Фаза конструирования. В этой фазе появляются завершенные фрагменты систем и прототипы, которые должны тестироваться. При этом практически в каждой итерации проверяются все модули (как ранее разработанные и протестированные, так и новые, добавленные в текущей итерации). Тесты, примененные в предыдущих итерациях, используются и на последующих для регрессионного тестирования, то есть для проверки того, что ранее реализованная функциональность системы сохранилась в новой итерации. Выполняются следующие деятельности:

    • Создание плана тестирования для каждой итерации.
    • Уточнение и дополнение модели тестирования.
    • Выполнение тестов.
    • Описание обнаруженных дефектов.
    • Описание результатов тестирования.
    • Оценка результатов тестирования.

    По результатам тестирования вносятся изменения в программный код с целью устранения выявленных дефектов, после чего тестирование выполняется повторно.

    Фаза развертывания. В итерациях этой фазы выполняется тестирование всей ПС как программного продукта. Выполняемые деятельности аналогичны деятельностям предыдущей фазы. Выявление дефектов определяет необходимость внесения изменений и повторного тестирования. Итерационный процесс повторяется до тех пор, пока не будут выполнены критерии завершения тестирования.

    Оценка результатов тестирования производится на основе метрик тестирования, позволяющих определить качество тестируемой ПС и самого процесса тестирования.

    Инструментальная поддержка

    Поскольку итерационный процесс тестирования предусматривает многократное повторение тестов, ручное тестирование становится неэффективным и не позволяет тщательно оценить качество программного продукта. В особенности это касается нагрузочного и стрессового тестирования, где требуется моделировать рабочую нагрузку и накапливается значительный объем данных. Выход состоит в применении инструментальных средств, поддерживающих автоматизацию составления и выполнения тестов.