Презентация "Социальные статусы и роли" (10 класс) по обществознанию – проект, доклад. Презентация - социальные статусы и роли Социальный статус личности и его формирование презентация

Класс: 11-й класс, профильный уровень.

Название темы: Социальные статусы и роли.

Роль и место данной темы в курсе: Тема изучается в 11-м классе профильный уровень по программе Л.Н.Боголюбова в течение 2 уроков в рамках тематического блока “Социальное развитие современного общества” и призвана дать понятия: социальный статус, виды статусов их классификация, социальные роли, ролевой набор, имидж, социализация.

Основные вопросы темы 1 урока:

  1. Что такое статус.
  2. Что такое социальный статус личности.
  3. Социальные роли.

Основные особенности использования цифровых образовательных Интернет-ресурсов и компьютерных программных средств: цифровые образовательные ресурсы в данной теме используются для поиска и систематизации информации о социальных статусах и ролях, а также для подготовки выступлений учащихся. Учащиеся используют Интернет для поиска информации, программы Microsoft Offise Word и Microsoft Offise PowerPоint для подготовки выступлений.

Технические средства: компьютер, принтер, проекционная аппаратура.

Использование компьютера при подготовке учителя к уроку: учитель использует Интернет и программы Microsoft Offise Word и Microsoft Offise PowerPoint для помощи ученикам в процессе самостоятельной работы и поиску информации.

Ожидаемые результаты обучения: Учащиеся познакомятся с основными позициями социального статуса, его видами, ролевым набором личности. Умеют находить, систематизировать, отбирать и применять найденную информацию при подготовке на уроке. Умеют готовить презентации по данной теме с использованием компьютерных программ. Умеют формировать и аргументировать мысль, излагать информацию, приводить примеры, задавать вопросы и отвечать на них.

Описание урока по теме: “социальные статусы и роли”

Цели урока: углубить и систематизировать знания учащихся о социальном статусе личности. Формирование основ социальной культуры.

Задачи урока:

  • Образовательные: усвоить понятия “ социальный статус” и “ социальная роль”.
  • Воспитательные: формировать отношение к процессу социализации, вырабатывать активную гражданскую позицию, воспитывать толерантное отношение к людям.
  • Развивающие: развить познавательный интерес у учащихся к изучению данной темы при работе с Интернетом, электронными носителями, развивать умения интегрировать работу с компьютерной техникой и учебной литературой по данной теме.

Тип урока: веб-квест.

Оборудование: компьютеры с подключением к сети Интернет, проектор, экран, принтер.

Перечень используемых цифровых ресурсов на уроке:






Личный статус - положение, которое человек занимает в малой, или первичной, группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Социальный статус – положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, классовой, национальной).


Социальный и личный статусы могут совпадать и не совпадать. Врач Н. обладает высоким профессиональным статусом, поскольку его специальность престижная, но в спортивной секции по каратэ, где он занимается два раза в неделю, к нему относятся как к аутсайдеру.


Приписываемый статус (его еще называют аскриптивным) – это статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени. Приписываемый статус не совпадает с прирожденным Прирожденным считаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса. (Негр, мужчина, русский)


Король – приписываемый статус. Почему? А князь, граф? Правильнее говорить о приписываемом, а не прирожденном статусе. Прирожденные статусы: «сын», «дочь», «сестра», «брат», «племянник», «дядя», «бабушка» и все «родственники в законе». Стать «родственником в законе» можно только через брак. А статусы падчерицы, пасынка, крестного отца, крестной матери?


Прирожденным является биологически унаследованный статус, а приписываемым является социально приобретаемый, но одинаковый по названию с прирожденным статус. Сын – и прирожденный, и приписываемый статус. Чтобы не было путаницы, социологи договорились называть тот и другой типы статуса одинаково – приписываемый статус






Модель поведения, ориентированная на конкретный статус, называется статусной ролью, или просто ролью. Индивид, занимающий высокую позицию в обществе, если измерять эту высоту, или ранг, с точки зрения доступных ему власти, дохода, образования и престижа, в наибольшей мере стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. Совокупность ролей, выполняемых человеком, называется ролевым набором (ролевым репертуаром).




Социализация личности и социальная адаптация Социализация личности и социальная адаптация Социализация личности Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных ролей и норм, духовных ценностей. Условие. Вне постоянных связей с другими людьми социализация невозможна. Протекает в течение всей жизни человека. Социальная адаптация Процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств. Человек осуществляет этот процесс осознанно. Два типа адаптации: Активное воздействие на социальную среду, стремление изменить устаревшие нормы. Пассивное (конформное) восприятие целей и ценностей группы, окружения.





Слайд 2

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА

  • ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
  • ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА И СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ КАК ИНСТРУМЕНТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.
  • ТЕОРИЯ РОЛЕВЫХ КОНФЛИКТОВ В ИЗУЧЕНИИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ.
  • Слайд 3

    ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ.

    • ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС, СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ,
    • РОЛЕВОЙ НАБОР, РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ.
    • ТЕРМИНЫ: АВТОРИТЕТ, ПРЕСТИЖ, МАНИПУЛЯЦИЯ.
  • Слайд 4

    Индивид – индивидуальность – личность

    • Индивид – каждый отдельный человек
    • Индивидуальность – неповторимость каждого человека
    • Личность – социальная характеристика человека (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения…)
  • Слайд 5

    Структура психики личности

    По Зигмунду Фрейду (1856 – 1939)

    • Сверх-Я
    • сфера бессознательного, биологические потребности, вытесненные желания
    • сознание, помогающее нам контактировать с внешним миром, регулировать наши действия
    • культурные нормы и ценности, созданные обществом и выступающие в качестве цензора в поведении человека
    • либидо мортидо
  • Слайд 6

    СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ.

    ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ, ЗАНИМАЕМОГО С ВОЗРАСТОМ, ПОЛОМ, СОЦИАЛЬНЫМ ПРОИСХОЖДЕНИЕМ И ПРЕДПОЛАГАЮЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ, НАЗЫВАЕТСЯ

    • СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ.
    • УЧАЩИЙСЯ
    • СЫН, БРАТ.
    • МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК
    • СПОРТСМЕН
    • ОДНА ИЗ ПОЗИЦИЙ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕГО СОЦИАЛЬНО- ГЛАВНЫЙ СТАТУС
  • Слайд 7

    СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ

    СТАТУСЫ ОТ РОЖДЕНИЯ- ПРЕДПИСАННЫЕ

    • ПОЛ, РАСА, ВОЗРАСТ

    СТАТУСЫ НОВЫЕ ДОСТИГАЕМЫЕ

    • СТАТУСЫ МОГУТ ВСТУПАТЬ В ПРОТИВОРЕЧИЕ- ХОРОШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ- РАБОТА- НИЗКАЯ ЗАРПЛАТА.

    ВАЖНЫ СТАРТОВЫЕ УСЛОВИЯ- БЛАГОПРИЯТНЫЕ И НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ

    Слайд 8

    ПРЕСТИЖ- ОЦЕНКА ОБЩЕСТВОМ ИЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЗНАЧИМОСТИ ПОЗИЦИЙ ЗАНИМАЕМЫХ ЛЮДЬМИ

    КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ.

    Слайд 9

    СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ.

    ОТ ЧЕЛОВЕКА ЗАНИМАЮЩЕГО ОПРЕДЕЛЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖДУТ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ

    ОЖИДАНИЕ, ПРЕДПИСАНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО СТАТУСУ ПОВЕДЕНИЯ

    НАЗЫВАЮТ

    • СОЦИАЛЬНОЙ РОЛЬЮ
    • РОЛЕВОЙ
    • КОНФЛИКТ
    • ТРЕБОВАНИЕ
    • ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ТРУДНОСОВМЕСТИМЫХ
    • РОЛЕЙ
    • СОВОКУПНОСТЬ РОЛЕЙ-
    • РОЛЕВОЙ
    • НАБОР

    РОЛЕВОЙ НАБОР ОТДЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ МНОГИМИ ФАКТОРАМИ

    ОДИН ИЗ НИХ- ВОЗРАСТ

    Слайд 10

    СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

    • ОВЛАДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ НАБОРОМ РОЛЕЙ СВЯЗАНО С УСВОЕНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
    • ПРОЦЕСС УСВОЕНИЯ ОБРАЗЦЕВ ПОВЕДЕНИЯ, СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ И НОРМ, ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НАЗЫВАЕТСЯ
    • СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ ДЕТСТВО- С 1Г ДО 8. ПОДРАЖАНИЕ ВЗРОСЛЫМ.
    • 1 ЭТАП
    • 8- 9 ЛЕТ
    • ИГРА ПО ПРАВИЛАМ. ПОСТИЖЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ НОРМ, ДУХ. ЦЕННОСТЕЙ.
    • СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОПРОВОЖДАЕТ ЧЕЛОВЕКА ВСЮ ЖИЗНЬ- УСВОЕНИЕ
    • НОВЫХ РОЛЕЙ.
  • Слайд 11

    КТО УЧИТ НАС « ИГРАТЬ ПО ПРАВИЛАМ»

    • СЕМЬЯ
    • СВЕРСТНИКИ
    • ШКОЛА
    • СРЕДСТВА
    • МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

    ВМЕСТЕ С ТЕМ НАДО ПРИЗНАТЬ ЧТО, СМИ МОГУТ СЛУЖИТЬ СРЕДСТВОМ

    МАНИПУЛЯЦИИ, ТО ЕСТЬ НЕЯВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬ

    Слайд 12

    СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ.

    ОДНОЙ ИЗ СТОРОН СОЦИАЛИЗАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ.

    СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ- ПРИСПОСОБЛЕНИЕ- ЭТО ПРОЦЕСС ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К МЕНЯЮЩЕЙСЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ.

    Слайд 1

    Социальные статусы и роли
    Гаврилова Анна Владимировна, учитель истории и обществознания
    Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11
    г.Нижний Новгород 2010

    Слайд 2

    Человек ежедневно взаимодействует с разными людьми и социальными группами. В каждой группе он занимает соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них, используются понятия социального статуса и социальной роли.

    Слайд 3

    Социальный статус - это положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.
    Статус (от лат. status - положение, состояние) - положение гражданина
    Каждый социальный статус обладает определенным престижем

    Слайд 4

    Статус
    Приобретенный (достигаемый)
    Предписанный (приписываемый)
    статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность)
    прирожденный (сын)
    статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться
    статус, который человек достигает своими усилиями (должность, пост)
    Прирожденный
    приобретенный (совершеннолетний)

    Слайд 5

    Статусы
    основные
    не основные (эпизодические)
    определяющие жизнедеятельность
    влияющие на детали поведения
    пешеход, прохожий, пациент, свидетель, участник демонстрации, забастовки или толпы, читатель, слушатель, телезритель и т. д.
    мать, бизнесмен, украинец, мужчина, подросток, адвокат, студент

    Слайд 6

    Социальная мобильность

    Слайд 7

    Роль (франц. role) - образ, воплощенный актером Весь мир - театр. В нем женщины, мужчины - все актеры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль. (В.Шекспир, монолог Жака из комедии "Как вам это понравится») Социальная роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальная роль - это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей!

    Слайд 8

    Статус и роль– это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль – действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.

    Слайд 9

    Ожидания родителей
    Ожидания друзей

    Слайд 1

    Слайд 2

    Слайд 3

    Слайд 4

    Слайд 5

    Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Слайд 11

    Слайд 12

    Слайд 13

    Презентацию на тему "Социальные статусы и роли" (10 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Обществознание. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 13 слайд(ов).

    Слайды презентации

    Слайд 1

    Социальные статусы и роли

    Урок 10-11 17.08.2018

    Слайд 2

    Слайд 3

    План урока

    Что такое социальный статус личности; Социальные роли личности; Социализация личности; Кто учит нас «играть по правилам»? Социальная адаптация.

    Слайд 4

    1. Что такое социальный статус личности

    Долгое время понятие «статус личности» было связано преимущественно с характеристикой правового положения человека

    В социологии понятия «статус» и «роль» стали активно и использоваться в первой половине XIX в.

    Полемизируя с К. Марксом, немецкий социолог М. Вебер утверждал, что не только экономическое положение, но и (шире) общественное положение является важной характеристикой места и роли человека в обществе

    Это положение Вебер называл социальным статусом

    В современной социологии понятия «социальный статус» и «социальная роль», теория ролевых конфликтов помогают глубже осмысливать социальные процессы, прогнозировать поведение личности, межличностные отношения

    Слайд 5

    Социальный статус (от лат. status - положение, состояние) личности - это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением

    Реально любой человек занимает в обществе много позиций

    СЫН СПОРТСМЕН УЧЕНИК ОТЛИЧНИК РЕБЕНОК ДРУГ

    Поэтому социологи говорят о статусном наборе

    Слайд 6

    Слайд 7

    Статусы, определяемые положением индивида в группе

    Социальный статус - положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы во взаимоотношениях с другими группами

    Личный статус - положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают ее члены в соответствии с его личными качествами

    Статусы, приобретаемые или не приобретаемые

    Предписанный статус – социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности

    Достигаемый статус - приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека

    Слайд 9

    Индивид не только обладает определенным социальным статусом, его постоянно оценивают другие люди, группы и общество, в котором он живет

    Престиж - оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами

    Банкир; - экономист; - юрист; - врач; - менеджер; - милиционер; - военный; - пожарник; - учитель; - портной.

    Необходимо расставить эти профессии в порядке ранжирования: А) с учетом их значимости; Б) с учетом престижности.

    Слайд 10

    2. Социальные роли личности

    От человека, занимающего определенное социальное положение, окружающие ждут соответствующего поведения

    Оценивая ролевое поведение личности, мы соотносим его с неким типичным представлением (эталоном) о том, как следует поступать, держаться, одеваться и т.п. человеку данного социального положения

    Модель поведения, ориентированную на данный статус, принято называть социальной ролью

    Социальных ролей, как и статусов, у каждого из нас достаточно много. Совокупность ролей, выполняемых человеком, называется ролевым набором (ролевым репертуаром)

    Ролевой набор формирует набор социальных отношений

    Слайд 11

    Выделяют следующие социальные роли:

    Психосоматические (гр. soma – тело) - поведение личности зависит от биологических потребностей, культуры человека

    Психодраматические – поведение личности зависит от требований социального окружения

    Социальные - личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории

    Слайд 12

    Роли определяются ожиданиями людей

    Например, в общественном сознании укоренилось представление о том, что родители должны заботиться о своих детях, что работник обязан добросовестно осуществлять порученную ему работу

    Таким образом, социальная роль - это своеобразный образец поведения, требуемый от носителя определенного статуса. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые требования, закрепленные за этой социальной позицией

    От социальной роли как образца поведения следует отличать реальное ролевое поведение, которое означает не социально ожидаемое, а фактическое поведение исполнителя конкретной роли

    Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

    1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
    2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
    3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
    4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
    5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
    6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
    7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
    8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.